Актуальные вопросы начального общего образования

Кривошеева Л.Г., Чернова Г.В. Измерительные материалы для оценки предметных результатов по окружающему миру

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Процедура оценки - неотъемлемая часть процесса обучения, включающая методы и способы оценки успеваемости и сформированности УУД младших школьников, раскрывает информацию о времени и формах оценивания результатов обучения в начальной школе. Она позволяет своевременно обнаружить недостатки и пробелы в знаниях, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивает обратную связь для учителей, учащихся и родителей.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяются следующие виды проверки:
·           текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
·           итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
·           тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).
В последние годы в начальной школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Она наиболее подходящая для уроков окружающего мира. Что же такое тест и тестовые задания?
Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания.
Применение тестовых заданий позволяет:
·          измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;
·          проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;
·          дать более объективную оценку знаниям учащихся;
·          провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;
·          оценить каждого ученика.
Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:
·          большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
·          не возможность проследить логику рассуждения ученика;
·          не возможность оценить глубину знаний.
В зарубежной и отечественной литературе чаще всего выделяются задания закрытого и открытого типа.
Закрытый тип заданий:
·           задания альтернативных ответов;
·           задания множественного выбора;
·           задания на восстановление соответствия;
·           задания на установление правильной последовательности.
Открытый тип заданий:
·           задания свободного изложения;
·           задания-дополнения.
Преимущества заданий закрытого типа:
·          задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;
·          оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
·          неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
·          задания легко обрабатываются;
·          тестирование проводится быстро;
·          простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий открытого типа являются:
·           краткость и однозначность ответа;
·           необходимость воспроизведения ответа по памяти;
·           невозможность угадать ответ;
·           отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
·           простота проверки.
Неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:
·           выявление знаний и умений каждого ученика;
·           своевременное обнаружение пробелов в знаниях;
·           быстрота проведения;
·           простота проверки.
А для ученика следующие:
·           этот вид работы не утомляет детей;
·           не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;
·           обладает самопроверкой.
Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.
В самом общем виде тестовые задания должны быть составлены с учётом соответствующих правил; соответствовать содержанию учебного материала; быть краткими, ясными для учащихся. Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:
1.Инструкции.
2.Текста задания (вопроса).
3. Правильного ответа.
Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Допускается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая помещается в начале данной группы. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий. Возможно несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д. Наиболее универсальным, чётким и понятным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого типа.
Этапы создания тестовых заданий:
1. Определение целей тестирования.
2. Отбор содержания учебного материала.
3. Составление вопросов и компоновка их.
4. Составление вариантов ответов, содержащих наряду с правильными неправильные.
5. Составление инструкции для учащихся.
6. Продумывание системы проверки, обработки и анализа результатов.
При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:
1. Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
2. Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.
4. Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.
5. Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.
6. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; следует использовать короткие, простые предложения.
7. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
8. Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположном случае на прочтение ответов уходит больше времени и тратится больше сил на анализ высказывания.
10. Дополнения лучше ставить в конце предложения.
Кроме этого все задания должны быть на одной странице и под номерами.
У учеников должно быть достаточно места для записей (в заданиях открытого типа). Размер шрифта должен соответствовать возрасту детей.
Варианты ответов располагать в один столбик.
Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка (если все задания базового уровня).
Оценка “5” ставится за 95-100 % правильных ответов.
Оценка “4” ставится за 80-95 % правильных ответов.
Оценка “3” ставится за 65-80 % правильных ответов.
Оценка “2” ставится за 50-65 % правильных ответов.
Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы читает учитель, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время.

Приложение 1

Тест. Разнообразие растений. Правила поведения в природе.

2 класс

ФИ ___________________
1. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)
Растения относятся к живой природе. Да Нет
Берёза - это травянистое растение. Да Нет
В лесу можно гулять только по тропинкам. Да Нет
2. Найди группу, в которой только травянистые растения. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу.
а) тополь, малина, берёза, ель, ромашка; б) малина, смородина, шиповник, крыжовник, ежевика; в) ромашка, васильки, подорожник, крапива, клевер.
3. Отметь растения, которые размножаются семенами. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.
а) цветковые, б) папоротники, в) мхи, г) хвойные.
4. Соедини стрелками растение с его признаками:


Имеют корни, стебли, листья - хвоинки, семена образуются в шишках


папоротники

Имеют корни, стебли, листья. У них никогда не бывает цветков, размножаются спорами.
цветковые

Имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды с семенами

5. Закончи предложение.
Астры размножаются ________________________.

Дополнительное задание

6. Запиши 3 растения из Красной книги Кемеровской области: ______________________________________________________________.

Система проверки, обработки и анализа результатов.

Задания с 1 по 5 - базовый уровень, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если все задания выполнены правильно, ставится оценка "4". Если правильно выполнено 3 - 4 задания, ставится отметка "3", правильно выполнено меньше 3 заданий, ставится отметка "2". 6 задание - повышенный уровень, в 5 баллов оно оценивается, если выполнено правильно или допущена 1 ошибка.

Уровни

Отметка

Базовый

"4"

"3"

"2"

Повышенный

"5"

"5"

"5"

Итог

"5"

"4"

"3"


Ответы:
1. Да, нет, да
2. в
3. а, г

Имеют корни, стебли, листья - хвоинки, семена образуются в шишках
 4.
Имеют корни, стебли, листья. У них никогда не бывает цветков, размножаются спорами.


папоротники

цветковые


Имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды с семенами

5. Астры размножаются семенами.
6. Записано 1- 3 названия растения (достаточно и краткого названия, например: медуница, родиола розовая, ятрышник и т.п.), возможен один недочет. Пион уклоняющийся (марьин корень, корень-марень), купальница азиатская (огоньки, жарки), ятрышник шлемоносный, родиола розовая (золотой корень), ветреница дубравная, медуница неясная, кандык сибирский, ветреница алтайская.

Библиографический список

1.       Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994. - 135 с.
2.       О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.-2015.
3.       О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Методическое пособие. 1-4 кл.- М.: Академкнига.-2016.
krivludgen@mail.ru., 8923 506 4286
2018