Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
В современном обществе оформилась потребность в конкурентоспособном специалисте, мобильной личности, способной к обучению в течение всей жизни. Получить такого специалиста помогает современная система образования. На сегодняшний день важнейшие задачи образования реализуются не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как одну из первостепенных функций образования. Кроме того, профессиональный стандарт СПО в разделе условия реализации программы подготовки специалистов среднего звена, актуализирует необходимость использования воспитательного компонента в образовательном процессе. Данные нормативные документы предполагают включение в образовательный процесс внеурочной деятельности, как обязательного элемента обучения студентов 1 курса средних профессиональных учебных заведений.
Таким образом, внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая способствует расширению образовательного пространства. Но, при организации внеурочной деятельности, нужно учесть, что студенты СПО уже достаточно взрослые, поэтому необходимо использовать такие методы и технологии, которые соответствуют их образовательному уровню, степени сформированных личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. При выборе технологий необходимо делать акцент и на интерес подростков, который базируется на наглядности, динамичности, избирательности в изучении учебной информации.
На сегодняшний день в арсенале педагогической практики имеются различные технологии, как дистанционного, так и реального формата, которые позволяют задействовать большую часть участников образовательного процесса, работать удаленно, привлекать к деятельности различные группы, основанные на возможностях, потребностях и интересах участников образовательного процесса.
Среди огромного разнообразия технологий, нами была отмечена «Квест технология», которая способствует формированию интереса к изучению истории, дает возможность студентам окунуться в реальность происходящих событий, стать непосредственными участниками исторического действия.
Квест в переводе с английского означает «поиск», предмет поисков. Через поиск информации, объекта, события или исторического деятеля, происходит осмысление исторических данных, формируются устойчивые представления и картины, развиваются аналитические и критические способности студентов.
Как показывает педагогическая практика и личный педагогический опыт, в ходе квеста происходит детальная отработка фактического исторического материала, умений ориентироваться в картографических объектах, проводить параллели исторических событий, давать характеристику историческим деятелям.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности, благодаря этому студенты получают заряд положительных эмоций. Выполняя различные задания квеста, участники в игровой форме отрабатывают исследовательские и поисковые навыки. Элемент развлечения способствует непринужденному освоению образовательного материала, сами того не подозревая, студенты многое запоминают.
Квест помогает активизировать студентов, задействовать интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество, развивает коммуникативные качества. В ходе игры участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, помогать друг другу, находить выход из сложившихся нестандартных ситуаций.
Для того чтобы достичь образовательных результатов педагогу необходимо тщательно подготовить квест:
- определить цели и задачи;
- определить целевую аудиторию;
-определить место и время проведения;
-определить сюжет и написать сценарий;
-подобрать необходимые ресурсы;
-подготовить необходимое оборудование.
На первый взгляд это долго и энергетически затратно, но усилия стоят того. В ходе квеста студенты учатся планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои профессиональные качества.
Таким образом, можно сказать, что квест носит не только развлекательный, но и воспитательно-обучающий характер. Использование квеста во внеурочное время позволяет формировать общие компетенции, такие как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами и другие.
Библиографический список
1. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении / учебно-методическое пособие. Новосибирск., 2020. 67 с.
2. Горошко Н.В. Квест-технология в образовательном процессе [Электронный ресурс] ULR: http://www.sibvido.ru/node/40 (дата обращения: 11.02.2021)