Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Фомина Е.В. Современный урок географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Библиографическое описание:
Фомина Е.В. Современный урок географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – фундамент современного образовательного процесса, призванный обеспечить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации. А потому ФГОС важен не только для учителей, но и для учеников, а также родителей, так как трактуют требования к содержанию программ, условиям, необходимым для их реализации; результатам освоения учебных программ учениками. Отличительной чертой стандартов третьего поколения является четкость и конкретизация, а также унификация тем и подходов в преподавании. Данный ФГОС призван обеспечить получение базовых знаний и навыков школьником в каждом учреждении образования, независимо от того в каком регионе оно находится.

Что дает такой подход педагогу? Во-первых, уверенность в том, что пришедший в класс новый ученик не будет испытывать трудностей в усвоении программного материала. Во-вторых, четкие ответы на «вечные» вопросы педагогики и дидактики: для чего учить? чему учить? с помощью чего учить? как учить? В-третьих, это новый старт для саморазвития педагога и совершенствования педагогического мастерства, а также открытия новых горизонтов в области дидактики.

Поэтому задача учителя – научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающихся практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Основной принцип работы учителя заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал: что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, следует применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

В опыте работы учителей географии накоплен богатый материал по ознакомлению школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов третьего поколения.

Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма – важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!» (Платон). Большое внимание уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны. Наряду с другими принципами, внимание уделяется принципу историзма, т.е. рассмотрение изменений в природе, жизни людей, исторических судеб народов, населяющих Россию. Представляется важным такой исторический подход в географии, который должен способствовать развитию мотивов изучения географии в школе.

Компьютер на уроках географии стал важным средством достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию личности школьника и профессиональной подготовки учителя.

Большой объем географических знаний невозможно изложить в школьных учебниках. Поэтому компьютер стал незаменимым помощником учителя. Современный урок трудно представить без современных компьютерных технологий.

Уроки изучения нового материала, проверка знаний учеников, подготовка к государственной итоговой аттестации (тестирование), проведение географического практикума приобретают высокий уровень, благодаря безграничным возможностям использования компьютера. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Использование современных средства информационных компьютерных технологий на уроках географии дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

В своей работе реализуется исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности. Практическая направленность исследовательского подхода реализуется несколькими путями:

1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.

2. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например, в 9-м классе по географии при изучении темы "Население" предлагается исследовать вопрос о демографических проблемах своего города. Вопросы: «Почему в школе сокращается численность обучающихся? Почему исчезают с карты Ленинградской области населенные пункты? Почему у вас нет брата или сестры?»

3. Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

4. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.

Одна из современных технологий обучения – метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени.

Принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. На уроках географии акцентируем внимание на положительных результатах и достижениях, а урок строится таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с трудностями в обучении. Каждый ученик – личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на наших уроках стараемся научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.

Библиографический список

1. Афанасьева Т.Н., Богачева В.Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 1. - С. 58-67.

2. Галяутдинов З.Х. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках "Географии" в 6-ом классе, используя нестандартные методы обучения // Интеграция наук. – 2019. – № 1. - С. 296-297.

3. Глухова А.А. Приемы, формы, методы проблемного обучения как средства развития творческого мышления подростков на уроках географии // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. – 2021. – № 4. - С. 72-75.

4. Орехова Е.В., Яковлева Н.В. Применение активных методов обучения на уроках в школе // Вестник научных конференций. – 2018. – № 11. - С. 83-84.
2023-12-12 15:39 2023