НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мурзина Е.С. Детско-родительские отношения в контексте тревожности детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения.
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней основой воспитания. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Характер детско-родительских отношений определяет во многом успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, Р.В. Овчаровой, A.C. Спиваковской, Г.Т. Хоментаускаса. Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
В настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и, прежде всего система взаимоотношений «мать-ребенок». По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании детей в дошкольном возрасте.
Положительное воздействие на личность дошкольника состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
При формальном подходе к воспитанию мать ограничивается обеспечением только витальных потребностей ребенка: кормит, поит, следит, чтобы он был одет по погоде. Эмоционального контакта с ребенком нет, он раздражает мать, не доставляет ей радости. Таких детей рано приводят и забирают последними из детского сада. Вопросов к воспитателю у матерей такого типа обычно не возникает, они избегают общения с воспитателем – не интересуются жизнью ребенка, не рассматривают его поделки на выставке работ, не слушают рассказ воспитателя и самого ребенка о том, как прошел день, могут не прийти на праздничный утренник и т. п.
Отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к постоянному стрессу у детей в дошкольном возрасте. Его стремление получить у матери поддержку неизбежно наталкиваются на ее холодность и не получает эмоциональной помощи, дающей ребенку уверенность в том, что он хороший, что его любят. Это крайне неблагополучная ситуация для развития дошкольника: он рано начинает чувствовать свою ненужность, у него формируется очень низкая самооценка, растет внутренняя напряженность. Сильные дошкольники становятся агрессивными или демонстративными, стараясь любыми средствами привлечь к себе внимание окружающих; остальные становятся все более тревожными, замкнутыми, неуверенными, пассивными, неохотно идут на контакт с другими детьми и взрослыми; тем более что у них мал опыт общения – мама с ним почти не общается.
При авторитарном стиле воспитания в семье мать и остальные взрослые тоже эмоционально отдалены от ребенка. Они организуют жизнь в соответствии с твердыми нормами и правилами, без учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Он воспитывается в обстановке сплошных запретов, обязан точно и немедленно выполнять приказы взрослых. Не поощряется никакая инициатива, почти отсутствуют похвалы, зато часто присутствуют наказания. Не видя от матери поддержки и одобрения, дошкольник теряет уверенность в собственных силах и становится либо агрессивным негативистом, либо тревожным, забитым, неуверенным существом. Вступая в контакт с воспитателем, авторитарные матери проявляют односторонний интерес к жизни своего ребенка в детском саду. Бросаются в глаза их строгость, отсутствие похвал, улыбок, доброжелательных прикосновений к ребенку, бесчисленные замечания и обещание наказаний. Для таких родителей характерны вопросы типа «Ну, что он сегодня натворил? Дрался небось?» и просьбы: «Вы с ним построже! Его распускать нельзя». Они критически относятся к поделкам и рисункам ребенка, выражают сомнение в его возможностях Стремление занизить самооценку ребенка, хотя бы и неосознанное, типично для авторитарных родителей, а закономерным результатом такого отношения становится резко заниженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность, уклонение ребенка от любого задания.
Гиперопекающий стиль воспитания обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Именно она определяет микроклимат в семье, проецируя свои личностные особенности на ребенка. Это очень частый источник появления тревожности у дошкольника: он просто копирует поведение и отношение к жизни самого близкого человека в жизни – матери. Такая мама постоянно тревожится за ребенка, пытается оградить от всех, даже минимальных трудностей и вполне посильных задач. Она постоянно находится в теснейшем контакте с ребенком, заражает его своими тревогами. Пытаясь все сделать за него, мать лишает его самостоятельности. У ребенка формируется твердое убеждение в том, что он без мамы совершенно беспомощен, ничего не может сделать. Родители такого типа активно контактируют с воспитателем, психологом и другими специалистами детского сада. Они часто обращаются с претензиями к учителю в случаях конфликта с другими детьми из класса или с учителем.
Таким образом, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у детей в дошкольном возрасте. Тревожность дошкольника на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.

Библиографический список

1. Горячев А. П. Проблемы семейных отношений. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. 124 с.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство. 2006.
Тел.89506593116
e-mail: murzina-elenaa1976@yandex.ru
2018