НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Криволапова Н.А., Батурина М.Ю. Организация взаимодействия образовательной организации и семьи

Библиографическое описание:
Криволапова Н.А., Батурина М.Ю. Организация взаимодействия образовательной организации и семьи // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

В основе взаимодействия образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа родителей и педагога позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Главный момент в контексте «семья – образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Большая помощь друг другу в понимании ребенка, в решении индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Содержание сотрудничества образовательного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении образовательно-воспитательным процессом. В системе образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через: - привлечение родителей к педагогическому процессу, включение родителей в учебно-воспитательные мероприятия, особенно в период адаптации детей к условиям образовательной организации;

- просвещение родителей через материалы, через организацию выставок размещенные на сайте и стендах, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его развивающей средой;

- создание благоприятного микроклимата в организации, основанного на уважительных взаимоотношениях семьи и образовательного учреждения;

- объединение педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка, а также специфику и традиции семейного воспитания;

- реализацию разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей, проведение системных социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.).

Формы взаимодействия образовательной организации с родителями.

Задача педагогов – заинтересовать родителей и предложить им традиционные и новые формы взаимодействия. Формы взаимодействия образовательной организации с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Формы взаимодействия педагогов и родителей разделяются на:

- досуговые: совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках. информационно-аналитические: опрос, анкетирование;

- наглядно-информационные: информационные стенды, стенгазеты.

познавательные: родительские собрания, экскурсии, мастер-классы

Родительские собрания – это работы с родителями, ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей определенного возраста в условиях образовательного учреждения и семьи. Повестка дня может быть разной, с учетом пожелания родителей. На собрание могут приглашаться специалисты. Родительское собрание включает в себя три этапа: вводный этап, основной, заключительный. Для мотивации родителей к посещению родительского собрания, педагог может продумать и изготовить с детьми пригласительные билеты. Собрание может проходить в игровой форме.

Анкетирование – необходимо для получения каких-либо сведений. Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям задуматься на ту или иную тему, оценить свои возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д. В свою очередь, педагоги с помощью анкетирования могут получить обратную связь от родителей. Консультации могут быть устными и письменными, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая запросы со стороны родителей, специальную литературу.

Информационный стенд для родителей в группе предназначен для знакомства родителей с планами на ближайшее будущее. Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять. Стенгазета посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики (взрослым о детях, консультации специалистов, детские новости, наши победители и т.д.). В газете можно использовать фотографии из жизни группы. Не стоит забывать, что первоначально необходимо заручиться письменным согласием родителей или законных представителей обучающихся на фото и видеосъемку и на размещение фотографий в стенах учреждения или за его пределами.

Таким образом, семья и образовательное учреждение связаны между собой преемственностью. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад, школа, учреждения дополнительного образования входят в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляют собой институты вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. Подходы к организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада). Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно обхватывать весь образовательный процесс. Необходимо, чтобы педагоги использовали разные формы работы. Использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Библиографический список

1. Дуброва В.П. «Взаимодействие педагогов и родителей». – Мн.: Феникс, 2008.

2. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». – М.: Просвещение, 2012.
2024