Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, поэтому дидактические игры в основном разрабатываются для начальной школы. Но игровые ситуации могут с успехом применяться в любом звене основной школы.
Не всегда учебный материал может быть интересным для учащихся, поэтому необходима организация и включение в урок дидактических игр.
На уроках математики в 5 классе мы используем различные дидактические игры. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы организация учения содержала в себе положительные заряды интереса.
Для того чтобы дидактическая игра являлась средством активизации познавательной активности, при её использовании должен соблюдаться ряд условий, которые позволяют педагогу вызвать у ребёнка интерес к знаниям:
- наличие у учащихся некоторого объема знаний;
- наличие у детей навыков учебно-игровой деятельности;
- понимание целей и задач дидактической игры;
- соответствие компонентов и параметров игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
- осознание учащимися учебной значимости данной дидактической игры;
- наличие рефлексии;
- ребёнок по окончанию игры должен осознавать новые знания, которые он получил в ходе игры, т.е. «что нового узнал?».
Рефлексия в учебной деятельности – осознанное получение новых знаний, когда ученик:
- анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;
- пополняет их, вдумчиво выполняя задание;
- критически оценивает сделанное;
- проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Для осуществления эффективной рефлексивной деятельности ученик должен обладать рефлексивными умениями.
Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Для этого необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому нужен индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
- рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность.
Нужно дать возможность ребёнку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.
Мы хотим рассказать о некоторых играх, применяемых нами на уроках математики.
В целях экономии времени на уроке условия примеров, задач и вопросы представляем учащимся на карточках. Ответы учащиеся крупно записывают на листочках и по команде учителя показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общее количество баллов каждому ряду. Интерес к работе возрастает, если разрыв в баллах между рядами небольшой. Тогда мы вызываем учеников к доске для обоснования своих ответов, а потому лучше приглашать к доске ученика с того ряда, где баллов заработано меньше, так как за эти ответы начисляются баллы.
Общий итог иногда подводится сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока - в последнем случае очки начисляются во время всего урока за все ответы с места. Это задание помогает нам сразу увидеть характер ошибок учеников.
При устном счёте используем уже решённые примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому задание называется «Найди ошибку». Перед началом урока записываем примеры на доске или проецируем на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым ещё раз повторяется правило.
Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д.
Большой проблемой для учителя и ученика становятся недостаточные навыки счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще.
Для преодоления указанных недостатков мы используем в 5 классе следующие игры:
1. Игра «Молчанка». На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. Эта игра также помогает дисциплинировать учеников.
2. Игра «Лесенка». Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберётся до последней ступеньки.
3. Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка». Из ватмана вырезаем несколько рыбок. На каждой рыбке записано по 4 вычислительных примера. Из четырёх предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта «вылавливают» примеры с ответом, например,100, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с другим ответом, например, 160.
Использование дидактических игр помогает нам работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребёнок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Дети слабоуспевающие, робкие и застенчивые охотно включаются в подобные игры.
Дидактические игры, используемые нами на уроках математики, положительно сказываются на планируемых результатах математического образования. Их использование повлияло на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.
Анализируя нашу деятельность по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 классе, мы приходим к следующему выводу: включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Дидактические игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.
Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям - постичь знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, становление познавательных универсальных учебных действий.
Известный российский психолог Я.Л. Коломенский отмечал, что действие, усвоенное учащимся в процессе учебно-познавательной деятельности, становится умением.
Библиографический список
1. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. – Москва, 2004. - №19. – 30 с.
2. Ерохина Е. Игровые уроки математики 5-11 класс. – Москва: Грамотей, 2004. – 49 с.
3. Жарова А.В. Учить самостоятельности. Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 2005. – 203 с.
4. Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-06.htm (дата обращения: 15.01.2022).
5. Оникул П.Р. 19 игр по математике. - Санкт-Петербург: Союз, 1999. –
95 с.