НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Данилова Е.Ю. Методическая разработка образовательной деятельности в рамках проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мы будем беречь природу России!»

Библиографическое описание:

Данилова Е.Ю. Методическая разработка образовательной деятельности в рамках проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мы будем беречь природу России!» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Цель: развитие у старших дошкольников чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Образовательные задачи:
· формировать у дошкольников представления о России как о родной стране;
· познакомить детей с природными зонами России (тундра, леса, водоемы);
· учить определять природные зоны на географической карте России.

Развивающие задачи:
· закрепить названия животных и растений разных климатических зон;
· упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы;
· развивать наглядно – образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.

Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей любовь к родному краю;
· воспитывать любовь и уважение к природе своей страны, понимание ее само ценности.

Словарная работа: вечная мерзлота, Тундра, водоёмы, пресноводные, лиственный, хвойный.

Методы и приемы: беседа, словесная инструкция, наглядный показ, экспериментальная деятельность, игровые ситуации, музыкальные паузы, вопросы, пояснения.

Оборудование: презентация о природных зонах России; карта России; бумажный самолёт; атрибуты для экспериментальной деятельности, дидактическая игра «Правила поведения в лесу»; видео – физминутка, музыкальные загадки.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, работа по карте России и карте мира, чтение познавательного материала о природе и животном мире России, рассматривание картин, иллюстраций о растительном мире и животном мире.

ХОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие по нашей огромной необъятной стране. Познакомимся с природными зонами, животным и растительным миром некоторых природных зон.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов. У каждого человека на земле есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа, дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.

Воспитатель: Правильно. Россия – наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

Воспитатель: А можно сказать, что наша страна Россия – это наш дом?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё для кого наша Россия является домом?

Дети: Домом для людей, животных и растений.

Воспитатель: Да, ребята, наша страна Россия огромная, и всем хватит на ней места. Скажите, а где мы можем увидеть всю нашу Россию?

Дети: На глобусе или на карте.

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, вот это карта России.

(Воспитатель обращает внимание детей на карту)

Воспитатель: Какая карта по цвету?

Дети: Она многоцветная.

Воспитатель: А почему карта раскрашена разными цветами? Что они обозначают?

Воспитатель: Большие сине-голубые пятна – это что?

Дети: Это моря, озёра.

Воспитатель:А тонкие синие ниточки это – реки.

Воспитатель: Правильно, синим цветом обозначены – водоёмы.

Воспитатель: А каким цветом обозначена суша?

Дети: Зелёным, коричневым, оранжевым, жёлтым.

Воспитатель: Суша это – леса, степи, горы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, внимательно на карту, какого цвета здесь

больше?

Дети: Зелёного.

Воспитатель: А как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Леса.

Воспитатель: Правильно, большую часть нашей Родины – России занимают

леса.

Воспитатель: Ребята, ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы,

как Россия. Как вы думаете, почему?

Ответы детей. Наша страна самая большая в мире.

Воспитатель: Верно. Наша страна самая большая на земле. Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Вот сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по нашей стране и увидеть все своими глазами!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Ответы детей. На самолете, на машине, на поезде.

Воспитатель: Верно, вот сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на бумажном самолётике! Вы согласны?!

Дети: Да!

В руках у воспитателя бумажный самолётик, который в дальнейшем появляется в презентации «Путешествие по природным зонам России»

Воспитатель: А для того, чтобы узнать, где мы совершим первую посадку, вам нужно угадать музыкальную загадку.

(Звучит аудиозапись вьюги, метели)

Воспитатель: Ребята, какая прозвучала по настроению музыка?

Ответы детей. Колючая, холодная, снежная.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда мы с вами прилетели?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами оказались на Крайнем Севере!

(Слайд: иллюстрация Тундры).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какой в этой местности климат?

Ответы детей. Суровый, холодный.

Воспитатель: Лето в тундре холодное, короткое. А зима длинная, суровая.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли здесь растительность?

Ответы детей.

Воспитатель: Есть, но очень мало, есть мхи и лишайники. Деревья в тундре растут очень низкие и поэтому их называют – карликовые. А ещё растет ягода: брусника, голубика, морошка.

(Слайд: иллюстрация растительности тундры)

Воспитатель: А какие птицы здесь живу, кто знает?

(Слайд: иллюстрации птиц: гагара, кайра, чайка, гага)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные живут в тундре?

Ответы детей. Белые медведи, олени, моржи, морские котики, песец.

Воспитатель: А почему медведь имеет такой окрас шерсти?

Ответы детей. Потому что вокруг белым-бело.

Воспитатель: Впадает ли он в спячку?

Ответы детей. Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.

Воспитатель: Чем же питается белый медведь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята в тундре на улице такой сильный мороз, а медведь ловит рыбу стоя в воде! Как вы думаете, почему белый медведь не мёрзнет?

Ответы детей.

Воспитатель: Ему помогает густая шерсть и толстый слой подкожного жира. Хотите это проверить? Проходите к столам, и проведем эксперимент!

Экспериментальная деятельность.

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку салфеткой пропитанной жиром и снова опустим в воду и вынем.

Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками). Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду). Тряхните рукой. Капельки легко отлетели. Это слой жира (масла) не пропускает воду, и поэтому наша рука не намокла и не замерзла.

Воспитатель: Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?

Ответы детей. Шерсть пропитана жиром.

Воспитатель: Эксперимент мы провели, теперь возвращаемся на свои места.

Воспитатель: Да, ребята, в Тундре приспособились жить не многие животные и растения, ведь большая часть Крайнего Севера покрыта огромным замёрзшим Ледовитым океаном.

Воспитатель: Что-то я тоже начинаю замерзать, куда бы нам отправиться, чтобы согреться?

Ответы детей. Туда, где тепло и жарко.

Воспитатель: Тогда в путь! И где же совершит посадку наш бумажный самолётик? Послушайте следующую музыкальную загадку.

(Звучит аудиозапись звуков моря)

Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Плеск волн, крики чаек, ветер. Так куда же мы прилетели?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Омывают берега нашей Родины: Черное море, Каспийское море, Азовское море, Балтийское море и другие.

Воспитатель: Есть у нас и озёра, самое большое озеро в России это озеро Байкал.

Воспитатель: Есть и реки: Енисей, Обь, Лена. Наш город Санкт -Петербург стоит у реки Невы. А вот самой великой считается русская река – Волга.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода в водоемах может быть пресной или соленой. В озёрах и реках вода – пресная, её можно пить. А в морях и океанах вода – соленая.

Воспитатель: Кто из вас был на море? Почему люди так любят море, ездят отдыхать к морю? Как вы думаете?

Ответы детей. Можно купаться, загорать.

Воспитатель: Да, около моря полезный воздух, вода в море теплая, купание и плавание полезно для здоровья.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что плавать в соленой воде легче, чем в – пресной. Предлагаю вам посмотреть один эксперимент.

Экспериментальная деятельность.

На столе стоят два стакана с водой. В одном стакане вода – пресная, в другом – солёная. Рядом на тарелочке лежат два яйца. Воспитатель предлагает детям взять ложку и обмакнуть ложку с начало в стакан с пресной водой и попробовать на вкус, а затем взять вторую ложку и опустить её в стакан с солёной водой и тоже попробовать на вкус. Чтобы убедиться, что в стаканах вода разная по вкусу.
Затем воспитатель опускает одно яйцо в стакан с пресной водой, а другое яйцо в стакан с солёной водой. Дети наблюдают и делают вывод: яйцо в солёной воде не утонуло, а в стакане с пресной водой опустилось на дно стакана.

Воспитатель: Ребята, какой мы сделаем вывод? Почему мы держимся на поверхности воды в море?

Ответы детей. В солёной воде предметы не тонут, и поэтому человек тоже не тонет, а держится на поверхности воды.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какие водятся в водоемах животные и рыбы?

Ответы детей.

Воспитатель: В морях водятся киты, дельфины – это небольшие киты. Дельфины – очень умные и быстрые животные. Акула – это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания – это океаны, моря.

Воспитатель: А каких речных рыб вы знаете? Все ли рыбы одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей. Дети называют, каких они знают рыб и рассказывают о них.

Воспитатель: Ребята предлагаю сделать паузу и размяться, поиграть в самую любимую игру «Море волнуется».

(Музыкальная видео – физминутка)

Воспитатель: Ребят, продолжаем наше путешествие. Послушайте следующую музыкальную загадку. Куда мы прилетели на нашем бумажном самолётике?

(Звучит аудиозапись звуков леса)

Воспитатель: Кто догадался, где мы находимся?

Воспитатель: Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это – лес. Какое значение для человека и животных имеет лес?

Ответы детей. Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почвы. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нам дают деревья?

Ответы детей. Деревья дают кислород чистый воздух.

Воспитатель: Деревья – главные жители леса. Их много, они все разные. Какие деревья вы знаете?

Воспитатель: Если в лесу растет береза, дуб, клен, то этот лес – лиственный. А если сосны и ели – хвойный лес. Ну, а если в лесу растут сосна, ель, береза, дуб, эти леса называются – смешанный.

Воспитатель: Ребята, что общего у всех деревьев?

Ответы детей.

Воспитатель: А
какие животные живут в наших лесах?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте, что в нашей стране исчезли все деревья? Что после этого может быть?! Назовите экологические проблемы леса.

Ответы детей. Пожары, засорение, вырубка лесов.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Леса наши надо беречь!

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас картинки о лесе, о его обитателях, предлагаю вам определить какие правила поведения в лесу должен соблюдать человек? Что нельзя делать в лесу? А что нужно?

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель: Молодцы. Всё правильно выполнили.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята поделитесь своими впечатлениями о путешествии по нашей огромной стране. Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового? Как вы думаете, надо ли беречь и сохранять природные богатства нашей Родины?

Ответы детей.
2023