В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике образования. Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». В данной статье подробнее рассмотрим именно эту инновационную технологию. Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют результаты работы детей, занимающихся различными проектами. К показу этих достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Однако - метод проектов возник еще в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит та: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Существует множество подходов к классификации проектов: 1. По характеру доминирующей в проекте деятельности: · информационный · исследовательский · практико-ориентированный · ролевой · творческий 2. По форме: • видеофильм • рекламный ролик • журнальный репортаж • инсценировка • интервью с известным человеком • телепрограмма • мультимедийный продукт • стенгазета 3. По профилю знаний: • монопроекты – в рамках одного учебного проекта • межпредметные – в рамках двух или более предметам 4. По числу участников: • личностные • парные • групповые 5. По характеру контактов: • внутриклассными • внутришкольными • региональными • международными 6. По продолжительности: • минипроекты – в течение 1 урока • краткосрочные – в течение 1-5 уроков • среднесрочные – 1-2месяцев • долгосрочные – до 1года Методика организации проекта предполагает несколько этапов: • планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач) • поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний); • этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); • презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников). • защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора) Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Библиографический список: 1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). 4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.