НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гнедько Н.Г. Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Современный мир диктует свои стандарты: в изменяющихся условиях общественной жизни, рыночной экономики, человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным, а значит уметь управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать. В настоящее время в России работа по формированию финансовой грамотности детей и молодёжи проходит на государственном уровне.
Основой для разработки государственных программ является Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Финансы и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая таким образом финансовыми отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители беседуют со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего, нет.
И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем. Ведь очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия осознанных решений, которые влияют на уровень их доходов, а следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.
Поэтому формирование финансовой грамотности детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.
Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.
Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности психического, физического и интеллектуального развития детей. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольников с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Как правило, в возрасте трех лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности. В возрасте четырех лет приходит понимание операций обмена. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением.
В игре дети накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
Необходимо, чтобы окружающая детей среда (социально-бытовая и педагогическая) давала пищу детской игре. Направить игры - это не значит запретить одни и разрешить другие - это значит организовать среду, которая богатством своего содержания вела бы к одним и затормаживала другие игры. (Нежелательны игры, в которых дети изображают негативные явления из жизни).
На значение игры для психологического развития ребенка указывали многие педагоги и психологи. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов». В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.
В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре.
Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные отношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца. И уж конечно, он должен уметь придумать и во что играть, и что использовать для игры, и что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. И именно дети, отличающиеся богатством фантазии и выдумки, охотнее всего принимаются в игру, а чаще всего сами бывают зачинателями и организаторами игр.
Можно не сомневаться, когда ребёнок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вёл себя в игре: планировать, добиваться результата, совершенствовать свои физические и нравственные качества.
В дошкольном возрасте экономическое воспитание необходимо осуществлять преимущественно в игровой форме. Такую возможность предоставляют сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Поликлиника», «Аптека», «Банк».
Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.
Наблюдая за воспитанниками своей группы, я заметила, что очень часто в речи детей можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит», «бизнес» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему мои родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать когда нет денег, всё ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нём появляются купюры. На мой взгляд, причина такой любознательности воспитанников кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.
Ведущая идея моего опыта заключается в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, где можно познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения воспитанников.
Изучив методическую литературу и проведя анализ результатов наблюдения, пришла к выводу, что финансы – довольно сложная тема для детей и здесь важно создать мотивацию к образовательной деятельности, увлечь, заинтриговать воспитанников.
Для возникновения интереса детей к игре использовала прием проблемной ситуации «Вам принесли квитанцию, где мы сможем ее оплатить?»
Ответ был получен незамедлительно. На предложение поиграть в «Банк» дети откликнулись с большим желанием.
Сформулировав цель и задачи игры мы вместе с детьми и родителями приступили к ее подготовке.
Цель игры: совершенствование игровых навыков и расширение ориентировки детей в социальной жизни.
Задачи:
1.       Формировать умение детей творчески реализовывать и развивать сюжет игры, умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом
2.       Расширять представления детей о деятельности банковских служащих разных специальностей и активизировать в речи соответствующие понятия
3.       Учить детей передавать в игре профессиональные действия работников банка, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги
4.       Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к труду взрослых
Для проведения сюжетно-ролевой игры «Банк» была проведена предварительная работа:
- Занятия в рамках реализации программы дополнительного образования МДОУ №38 «Искорка» «Афлатун: социальное и финансовое образование детей»
- Чтение рассказов и сказок из книги «Беседы об экономике» Т.А. Шорыгиной
- Чтение пословиц и поговорок экономического содержания, как маленьких рассказов, аккумулирующих многовековую народную мудрость. (Копеечка к копеечке - рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех - и сделано на смех. Деньги дело наживное. Приобрёл вещь - умей обращаться с ней. Каждую крошку в ладошку).
- Рассказы воспитателя на тему: «Что такое банк», «Какие услуги можно получить в банке», «Профессия кассир», «Зачем нужен банкомат?», «Что такое кредит», «Наличные и безналичные деньги», «Как сделать сбережения»
- Беседы по темам: «Дети и деньги», «Деньги разных стран», «Откуда в семье деньги», «Доходы и расходы семьи», «Профессии членов моей семьи», «Денежные знаки – купюры и монеты», «На что тратятся деньги»
- Просмотр мультфильмов и видеосюжетов: «Муха-Цокотуха», «Дудочка и кувшинчик», «Как старик корову продавал», «Что есть в банке», «Работа банкомата»
- Посещение банка дошкольниками вместе с родителями
- Рассказы детей из личного опыта «Как я посещал банк с родителями»
- Проигрывание ситуаций «Работа кассира», «Разговор специалиста банка и клиента», «Как взять кредит», «Получение денег в банкомате»
- Создание тематического альбома «Банк»
- Создание атрибутов игры: банкомат, сейф, аппарат для проверки купюр, чемодан инкассатора, бейджи, паспорта, сберкнижки, игровые деньги.
Материалы и оборудование:
·          Одежда: блузки, рубашки, шарфы
·          Игровая мебель: столы, стулья, мягкие строительные модули
·          Инструменты: банковские атрибуты изготовленные своими руками: - банкомат; сейф, кассы, аппарат для проверки подлинности купюр чемодан инкассатора; телефоны, калькуляторы, клавиатуры, печати, бейджи, игровые деньги, кошельки, сумки, папки
·          Документация: паспорта с фотографией детей, сберегательные книжки, бланки договоров, банковские карты, ручки, блокноты, квитанции расписание работы банка
План игры:
·          Зачин игры (воспитатель наводящими вопросами стимулирует желание детей развернуть игру)
·          Распределение ролей - директор банка, администратор, менеджер, специалисты, кассир, инкассаторы, охрана, клиенты (используем «чудесный мешочек»)
·          Трансформация игрового пространства (дети с помощью воспитателя организуют игровое пространство – можно передвигать столы, использовать мягкие модули, ширмы; каждый член команды создает себе маркеры игровой роли)
·          Развитие различных сюжетных линий, объединённых в единый замысел игры («Получение банковской карты», «Оформление кредита», «Оплата коммунальных услуг», «Снятие денег со счета» «Обмен валюты»)
·          Сворачивание игры с перспективой дальнейшего развития сюжетов
·          Положительная оценка деятельности детей (оцениваем свою игру и игру сверстников с помощью смайликов; дети рисуют веселый или грустный смайлик)
Игра — очень живая деятельность, в которой ребенок может «двигаться» по-разному. Если в других видах деятельности мы можем предугадать результат работы, в сюжетно-ролевых играх мы не можем заранее ничего предугадать. Эти игры и интересны своей непредсказуемостью. В этих играх малоактивные дети могут стать активными, молчаливые - разговорчивыми, и наоборот, очень активный ребенок может играть спокойно.
Заключение:
Использование игры для формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, позволило мне достичь определённых результатов: обогатился словарь воспитанников, сформировалось первичное понимание финансовых терминов, ребята знают историю появления денег, могут различать номинал денежных знаков, находить признаки настоящих; осуществляют простой счёт денег, дети поняли из чего складываются доходы и расходы в семье, что деньги нужно зарабатывать: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить, усвоили, что не все продается и покупается (главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь), овладели элементарными правилами финансовой безопасности, различают некоторые денежные единицы других стран (рубль, доллар, евро, юань, рупия), сформировались навыки бережного отношения к окружающему и результатам человеческого труда (уходя гасить свет, не расходовать зря воду – это сэкономит деньги и т.д.) имеют представление о банке, основных банковских услугах и продуктах.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игры приближает воспитанников к реальной жизни, формирует деловые качества личности: самостоятельность, инициативность, умение планировать, принимать решения, чётко выполнять инструкции, умение рассуждать, добиваться результата, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде. Грамотность в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Библиографический список

1.       Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Изд.: Мозаика-Синтез. Москва, 2013.
2.       Дергунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет. Изд. Центр педагогического образования. Москва, 2015.
3.       Подболотова М.И., Сергеева Т.Ф. Серия Афлатот. Книга 1. ООО «Сигнал Экспресс». АСОУ, 2016;
4.       Сергеева Т.Ф. Сборник методических разработок по формированию финансовой грамотности детей и молодежи. АСОУ, 2016;
5.       Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» М.: Детство-Пресс, 2008;
6.       Шатова А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003;
7.       Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педобщество России, 2005.


2018