Библиографическое описание:
Кукушина Н.Ю. Конспект «Моя малая родина - Вологда» (подготовительная к школе группа) // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Интеграция образовательных областей: Музыка, физическая культура, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, социализация.
Программное содержание:
1. Способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
2. Обогатить и расширить представления детей о родном городе, его жителях - людях разных профессий.
3. Повысить знания детей о достопримечательностях города.
Предварительная работа:
1. Знакомство с книгой "Моя Вологда" авт. Соколов Л.И., Соколова И.М., Глинин А.И. Вологда, 2004г.
2. Разучивание стихов, песен, речевых и пальчиковых игр.
3. Отгадывание загадок о родном городе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы загадки любите?
Дети: Да.
Воспитатель:Тогда слушайте. (Воспитатель загадывает детям загадку о Вологде.)
Люди добрые в красивом городе живут,
Славу дивную руками создают;
Кружевами, маслом, льном известен он,
Заповедными лесами окружен.
Воспитатель:Дети, как вы думаете, о каком городе я загадала вам загадку?
Дети: О Вологде.
Воспитатель: Вы сейчас отгадали загадку про наш родной город Вологду. А знаете ли вы, как называются жители нашего города?
Дети: Вологжане.
Воспитатель: (Слайд 1) Итак, мои юные вологжане, я предлагаю вам отправиться сегодня на экскурсию по Вологде, а я буду вашем экскурсоводом. Вы согласны? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы сейчас и отправимся на экскурсию.
Проводится речевая игра с движениями "Мы по городу гуляем"
Воспитатель: Садитесь на свои места.
Большая часть людей живет в городах. Города бывают большими и малыми. В городах много домов. Одни построены давно, другие - совсем недавно. В старинной Вологде дома строили из дерева и украшали узорчатой резьбой (Слайд 2).
Воспитатель: Современные дома совсем другие - они построены из камней и кирпичей и имеют много этажей. А когда у дома много этажей, как он называется?
Дети: Многоэтажный (Слайд 3).
Воспитатель: Сейчас мы представим, что мы строители.
Проводится пальчиковая гимнастика "Строители"
Воспитатель: А
сейчас я предлагаю вам еще загадку. Попробуйте догадаться, о чем она.
-Всем она давно знакома
-Ждет послушно возле дома.
-Только выйдешь из ворот -
-Куда хочешь, поведет (улица)
Дети: Это улица.
Воспитатель: В Вологде много улиц и переулков. И чтобы не заблудиться, надо знать название своей улицы и номер дома. Название улице дают люди в честь какого-нибудь выдающегося человека или события. А вот вы, например, знаете название улицы, на которой находится наш детский сад?
Дети: Улица Мишкольцская.
Воспитатель: Единственная в городе улица, названная в честь венгерского города Мишкольц (Слайд 4).
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, название самой главной улицы нашего города?
Дети: Улица Мира (Слайд 5).
Воспитатель: Да, это улица Мира, а главной ее считают потому, что она соединяет центральную часть города с вокзалом, и именно по ней движутся автобусы, троллейбусы от железнодорожного вокзала в центр города. По этой улице обычно начинают свой путь гости, туристы, прибывающие в наш красивый город.
Воспитатель: Давайте проедем по улице Мира на автобусе.
Дети (хором):
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал!
Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию Е.Железновой "Автобус"
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы название самой главной реки нашего города? (Слайд 6).
Дети: Вологда.
Воспитатель: Название реки Вологда в переводе с древнего языка означает чистая, светлая вода. Город заимствовал это имя у тихой прозрачной реки, на берегу которой обосновался. Чтобы проехать с одного берега реки на другой, построили мосты. Их несколько в нашем городе. Например, Октябрьский мост. Соединяет берега его широкая дуга. (Слайд 7).
Воспитатель: А
сейчас мыс вами снова поиграем.
Пальчиковая игра"Мостик"
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что значит слово "достопримечательности"?
Воспитатель: Это все, что достойно нашего внимания - памятники, храмы, красивые каменные и деревянные дома.
Воспитатель: Самой главной достопримечательностью нашего города является площадь, куда любят приходить вологжане в праздники и будни и куда они приводят своих гостей, чтобы любоваться красивыми каменными зданиями и церквями. Вы, наверно, догадались, о какой площади я говорю?
Дети: Это Кремлевская площадь (Слайд 8).
Воспитатель: А все здания, которые расположены на этой площади называются Вологодским Кремлем. Среди них есть одно самое старинное - это Софийский собор - первое каменное здание, построенное в Вологде по приказу царя Ивана Грозного более четырехсот лет тому назад (Слайд 9).
Воспитатель: Скажите, ребята, а как называется самое высокое здание Вологодского Кремля?
Дети: Колокольня (Слайд 10).
Воспитатель: А
почему Колокольня так называется?
Дети: Там есть колокола.
Воспитатель: Да, на самом верху есть колокола. Когда они звонят - далеко слышен колокольный звон. А человека, который на них играет, называют звонарем (Слайд 11).
Воспитатель: В нашем городе много интересного. Хочешь увидеть мир обитателей наших лесов, тогда поспеши в краеведческий музей (Слайд 12). А если ты хочешь посмотреть картины художников, то отправляйся в картинную галерею (Слайд 13). Ну, а если ты большой ценитель красоты - тогда тебе просто необходимо посетить Музей кружева (Слайд 14).
Воспитатель: Вологду называют колыбелью русского кружева. Само слово "кружево" произошло от слова окружать, т.е. украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
Воспитатель: Стихотворение о вологодском кружеве нам прочитает: (имя ребенка)
Кружева
Вологодская метель - кружева (Слайд 15)
И заснеженная ель - кружева
Занавески на окне - кружева (Слайд 16)
От мороза на стекле - кружева
То не лебеди летят над озером (Слайд 17)
Не снежинки водят хоровод.
То меж пальцев вьется нитка белая
Вологжанка кружево плетет.
Воспитатель: проводит с детьми игру "Кружева" с клубком ниток (по типу игры "Паутинка")
Воспитатель: Я предлагаю продолжить нашу экскурсию и отправиться в небольшой сквер на берегу реки Вологда. Дети, а что такое сквер?
Дети: Это небольшой парк.
Воспитатель: В сквере, куда мы отправляемся, установлен памятник поэту Николаю Рубцову (Слайд 18). Он наш земляк и в последние годы жил в Вологде недалеко от этого сквера.
Воспитатель: А я знаю, что (имя ребенка) знает шуточное стихотворение этого замечательного поэта и сегодня нам его прочтет.
Николай Михайлович Рубцов
После посещения зоопарка.
Ночь наступила.
Заснули дома.
Город, заснувший окутала тьма.
Спать малыша уложили в кровать.
Только малыш и не думает спать.
Мама не может понять ничего.
Мама негромко спросила его:
Воспитатель: - Что тебе, милый, уснуть не дает?
Ребенок: -Мама, а как крокодил поет?
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. И сейчас я хочу показать вам одно интересное здание, в котором можно услышать не только красивую музыку, но и посмотреть музыкальный спектакль. А называется оно - филармония (Слайд 19). Вологодская филармония носит имя замечательного композитора, нашего земляка Валерия Александровича Гаврилина. В филармонии прекрасный зал. Он устроен таким образом, что звуки музыки во время концерта хорошо слышны в любом месте зала. Очень часто в зале филармонии выступает камерный оркестр (Слайд 20). Играя в оркестре, музыканты следят за дирижером, который специальной палочкой показывает, когда надо начинать играть и помогает им играть вместе.
Воспитатель: В Вологде есть не только концертные залы, но и несколько театров. Давайте вместе посчитаем. Это драматический театр, театр для детей и молодежи ну и конечно, всеми вами любимый театр кукол. (Слайд 21);
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы, что помните название любимого театра.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша экскурсия по Вологде, в заключение которой я еще раз хочу напомнить вам о том, каким древним и старинным городом она является. Нашему городу ровно столько лет, сколько Москве - столице нашего Российского государства.
Воспитатель:Благодарим всех за внимание! Любите и берегите нашу Вологду!
Кукушина Н.Ю. Конспект «Моя малая родина - Вологда» (подготовительная к школе группа) // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Интеграция образовательных областей: Музыка, физическая культура, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, социализация.
Программное содержание:
1. Способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
2. Обогатить и расширить представления детей о родном городе, его жителях - людях разных профессий.
3. Повысить знания детей о достопримечательностях города.
Предварительная работа:
1. Знакомство с книгой "Моя Вологда" авт. Соколов Л.И., Соколова И.М., Глинин А.И. Вологда, 2004г.
2. Разучивание стихов, песен, речевых и пальчиковых игр.
3. Отгадывание загадок о родном городе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы загадки любите?
Дети: Да.
Воспитатель:Тогда слушайте. (Воспитатель загадывает детям загадку о Вологде.)
Люди добрые в красивом городе живут,
Славу дивную руками создают;
Кружевами, маслом, льном известен он,
Заповедными лесами окружен.
Воспитатель:Дети, как вы думаете, о каком городе я загадала вам загадку?
Дети: О Вологде.
Воспитатель: Вы сейчас отгадали загадку про наш родной город Вологду. А знаете ли вы, как называются жители нашего города?
Дети: Вологжане.
Воспитатель: (Слайд 1) Итак, мои юные вологжане, я предлагаю вам отправиться сегодня на экскурсию по Вологде, а я буду вашем экскурсоводом. Вы согласны? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы сейчас и отправимся на экскурсию.
Проводится речевая игра с движениями "Мы по городу гуляем"
Воспитатель: Садитесь на свои места.
Большая часть людей живет в городах. Города бывают большими и малыми. В городах много домов. Одни построены давно, другие - совсем недавно. В старинной Вологде дома строили из дерева и украшали узорчатой резьбой (Слайд 2).
Воспитатель: Современные дома совсем другие - они построены из камней и кирпичей и имеют много этажей. А когда у дома много этажей, как он называется?
Дети: Многоэтажный (Слайд 3).
Воспитатель: Сейчас мы представим, что мы строители.
Проводится пальчиковая гимнастика "Строители"
Воспитатель: А
сейчас я предлагаю вам еще загадку. Попробуйте догадаться, о чем она.
-Всем она давно знакома
-Ждет послушно возле дома.
-Только выйдешь из ворот -
-Куда хочешь, поведет (улица)
Дети: Это улица.
Воспитатель: В Вологде много улиц и переулков. И чтобы не заблудиться, надо знать название своей улицы и номер дома. Название улице дают люди в честь какого-нибудь выдающегося человека или события. А вот вы, например, знаете название улицы, на которой находится наш детский сад?
Дети: Улица Мишкольцская.
Воспитатель: Единственная в городе улица, названная в честь венгерского города Мишкольц (Слайд 4).
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, название самой главной улицы нашего города?
Дети: Улица Мира (Слайд 5).
Воспитатель: Да, это улица Мира, а главной ее считают потому, что она соединяет центральную часть города с вокзалом, и именно по ней движутся автобусы, троллейбусы от железнодорожного вокзала в центр города. По этой улице обычно начинают свой путь гости, туристы, прибывающие в наш красивый город.
Воспитатель: Давайте проедем по улице Мира на автобусе.
Дети (хором):
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели,
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал!
Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию Е.Железновой "Автобус"
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы название самой главной реки нашего города? (Слайд 6).
Дети: Вологда.
Воспитатель: Название реки Вологда в переводе с древнего языка означает чистая, светлая вода. Город заимствовал это имя у тихой прозрачной реки, на берегу которой обосновался. Чтобы проехать с одного берега реки на другой, построили мосты. Их несколько в нашем городе. Например, Октябрьский мост. Соединяет берега его широкая дуга. (Слайд 7).
Воспитатель: А
сейчас мыс вами снова поиграем.
Пальчиковая игра"Мостик"
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что значит слово "достопримечательности"?
Воспитатель: Это все, что достойно нашего внимания - памятники, храмы, красивые каменные и деревянные дома.
Воспитатель: Самой главной достопримечательностью нашего города является площадь, куда любят приходить вологжане в праздники и будни и куда они приводят своих гостей, чтобы любоваться красивыми каменными зданиями и церквями. Вы, наверно, догадались, о какой площади я говорю?
Дети: Это Кремлевская площадь (Слайд 8).
Воспитатель: А все здания, которые расположены на этой площади называются Вологодским Кремлем. Среди них есть одно самое старинное - это Софийский собор - первое каменное здание, построенное в Вологде по приказу царя Ивана Грозного более четырехсот лет тому назад (Слайд 9).
Воспитатель: Скажите, ребята, а как называется самое высокое здание Вологодского Кремля?
Дети: Колокольня (Слайд 10).
Воспитатель: А
почему Колокольня так называется?
Дети: Там есть колокола.
Воспитатель: Да, на самом верху есть колокола. Когда они звонят - далеко слышен колокольный звон. А человека, который на них играет, называют звонарем (Слайд 11).
Воспитатель: В нашем городе много интересного. Хочешь увидеть мир обитателей наших лесов, тогда поспеши в краеведческий музей (Слайд 12). А если ты хочешь посмотреть картины художников, то отправляйся в картинную галерею (Слайд 13). Ну, а если ты большой ценитель красоты - тогда тебе просто необходимо посетить Музей кружева (Слайд 14).
Воспитатель: Вологду называют колыбелью русского кружева. Само слово "кружево" произошло от слова окружать, т.е. украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
Воспитатель: Стихотворение о вологодском кружеве нам прочитает: (имя ребенка)
Кружева
Вологодская метель - кружева (Слайд 15)
И заснеженная ель - кружева
Занавески на окне - кружева (Слайд 16)
От мороза на стекле - кружева
То не лебеди летят над озером (Слайд 17)
Не снежинки водят хоровод.
То меж пальцев вьется нитка белая
Вологжанка кружево плетет.
Воспитатель: проводит с детьми игру "Кружева" с клубком ниток (по типу игры "Паутинка")
Воспитатель: Я предлагаю продолжить нашу экскурсию и отправиться в небольшой сквер на берегу реки Вологда. Дети, а что такое сквер?
Дети: Это небольшой парк.
Воспитатель: В сквере, куда мы отправляемся, установлен памятник поэту Николаю Рубцову (Слайд 18). Он наш земляк и в последние годы жил в Вологде недалеко от этого сквера.
Воспитатель: А я знаю, что (имя ребенка) знает шуточное стихотворение этого замечательного поэта и сегодня нам его прочтет.
Николай Михайлович Рубцов
После посещения зоопарка.
Ночь наступила.
Заснули дома.
Город, заснувший окутала тьма.
Спать малыша уложили в кровать.
Только малыш и не думает спать.
Мама не может понять ничего.
Мама негромко спросила его:
Воспитатель: - Что тебе, милый, уснуть не дает?
Ребенок: -Мама, а как крокодил поет?
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. И сейчас я хочу показать вам одно интересное здание, в котором можно услышать не только красивую музыку, но и посмотреть музыкальный спектакль. А называется оно - филармония (Слайд 19). Вологодская филармония носит имя замечательного композитора, нашего земляка Валерия Александровича Гаврилина. В филармонии прекрасный зал. Он устроен таким образом, что звуки музыки во время концерта хорошо слышны в любом месте зала. Очень часто в зале филармонии выступает камерный оркестр (Слайд 20). Играя в оркестре, музыканты следят за дирижером, который специальной палочкой показывает, когда надо начинать играть и помогает им играть вместе.
Воспитатель: В Вологде есть не только концертные залы, но и несколько театров. Давайте вместе посчитаем. Это драматический театр, театр для детей и молодежи ну и конечно, всеми вами любимый театр кукол. (Слайд 21);
Дети: Теремок.
Воспитатель: Молодцы, что помните название любимого театра.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша экскурсия по Вологде, в заключение которой я еще раз хочу напомнить вам о том, каким древним и старинным городом она является. Нашему городу ровно столько лет, сколько Москве - столице нашего Российского государства.
Воспитатель:Благодарим всех за внимание! Любите и берегите нашу Вологду!