Формирование отношения к своей стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Краеведение наиболее полно способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Термин «краеведение» происходит от слов «край» и «ведать». «Край» – местность, страна, территория. Границы края подвижны – это родной дом, его окрестности, село, город, район. «Ведать» (устар.) - это не только иметь сведения о чем-либо, знать, но и чувствовать, ощущать, переживать (Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Том I. Автор Т. Ф. Ефремова, М.: Русский язык, 2000). Анализ слова «краеведение» приводит к мысли о том, что это деятельность, ориентированная не только на познание своего родного края, но и на развитие чувств ребенка, становление ощущения принадлежности к нему. Цель работы по краеведению с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае. Пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем. Помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны. Задачи краеведения: 1.Формирование представления о Родине как месте, где ребенок родился и где он живет. 2. Развитие способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира у дошкольников. 3. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой. 4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их. 5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам. 6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений: - Историческое краеведение - Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.). - Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.) - Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов). - Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея) - Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий) - Семейное краеведение. Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны: Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания; Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного края. Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край. Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. В нашей работе мы используем различные методы и приемы. Историческое краеведение: Беседа «История возникновения Ставрополя» Просмотр видеофильма «Родной край». Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.): -Д.и «Самарская Лука» -Лепбук «Животные наших лесов» -Игровой макет «Растительный и животный мир нашего края» - Игровой макет «Заповедник Самарская Лука» - Д.и. «Кто, где живет?» - Д.и. «Кто, чем питается?» - Д.и. «Угадай семью» - Д.и. «Чей хвост?» - Проект «Жигулевские горы» - Дидактическое пособие «Климатические зоны» - Акция «Берегите лес». Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.: - собрания сказок и преданий Самарского края, собранных и записанных Д. Н. Садовниковым (Ивашка Белая Рубашка, Горький Пьяница. Иван Туртыгин.Иван-царевич и Марья Краса, Черная Коса.Ума много, а денег нет.) Чтение: - Русские народные сказки. - Русские народные песни и потешки. - Былины. - П. Воронько «Лучше нет родного края». - А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую». - М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны». - Н. Забила «Наша Родина». - С. Баруздин «Страна, где мы живём». - Н. Кончаловская «Наша древняя столица». - А. Митяев «Родина». - П. Синявский «Россия». - В. Степанов «Моя – Родина Россия» (сборник стихов). Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов): - Беседы «Откуда течет река Волга», «Растительность наших парков» - Тематическая прогулка «Экологическая тропа» Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея) Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий) - Рассматривание альбомов «Достопримечательности нашего края», «Знаменитые люди Самарской области» - Виртуальная экскурсия «Музей краеведения», «Музей военной техники». Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
Библиографический список
1. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г. 2. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г. 3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С- Пб.2000г. 4. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г. 5. Город-сказка. Город-быль: информационно-методическое сопровождение краеведческого образования дошкольников. Учебно - методическое пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 163 с.