Актуальные вопросы дошкольного образования

Пчелинцева Н. Н., Муталлапова Е. Г. Краеведение в дошкольном возрасте

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Формирование отношения к своей стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание.
Краеведение наиболее полно способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Термин «краеведение» происходит от слов «край» и «ведать». «Край» – местность, страна, территория. Границы края подвижны – это родной дом, его окрестности, село, город, район. «Ведать» (устар.) - это не только иметь сведения о чем-либо, знать, но и чувствовать, ощущать, переживать (Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Том I. Автор Т. Ф. Ефремова, М.: Русский язык, 2000). Анализ слова «краеведение» приводит к мысли о том, что это деятельность, ориентированная не только на познание своего родного края, но и на развитие чувств ребенка, становление ощущения принадлежности к нему.
Цель работы по краеведению с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае. Пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем. Помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения:
1.Формирование представления о Родине как месте, где ребенок родился и где он живет.
2. Развитие способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира у дошкольников.
3. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- Историческое краеведение
- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- Семейное краеведение.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;
Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного края.
Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
В нашей работе мы используем различные методы и приемы.
Историческое краеведение:
Беседа «История возникновения Ставрополя»
Просмотр видеофильма «Родной край».
Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.):
-Д.и «Самарская Лука»
-Лепбук «Животные наших лесов»
-Игровой макет «Растительный и животный мир нашего края»
- Игровой макет «Заповедник Самарская Лука»
- Д.и. «Кто, где живет?»
- Д.и. «Кто, чем питается?»
- Д.и. «Угадай семью»
- Д.и. «Чей хвост?»
- Проект «Жигулевские горы»
- Дидактическое пособие «Климатические зоны»
- Акция «Берегите лес».
Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.:
- собрания сказок и преданий Самарского края,
собранных и записанных Д. Н. Садовниковым (Ивашка Белая Рубашка, Горький Пьяница. Иван Туртыгин. Иван-царевич и Марья Краса, Черная Коса. Ума много, а денег нет.)
Чтение:
- Русские народные сказки.
- Русские народные песни и потешки.
- Былины.
- П. Воронько «Лучше нет родного края».
- А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
- М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны».
- Н. Забила «Наша Родина».
- С. Баруздин «Страна, где мы живём».
- Н. Кончаловская «Наша древняя столица».
- А. Митяев «Родина».
- П. Синявский «Россия».
- В. Степанов «Моя – Родина Россия» (сборник стихов).
Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов):
- Беседы «Откуда течет река Волга», «Растительность наших парков»
- Тематическая прогулка «Экологическая тропа»
Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- Рассматривание альбомов «Достопримечательности нашего края», «Знаменитые люди Самарской области»
- Виртуальная экскурсия «Музей краеведения», «Музей военной техники».
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Библиографический список

1. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
2. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С- Пб.2000г.
4. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
5. Город-сказка. Город-быль: информационно-методическое сопровождение краеведческого образования дошкольников. Учебно - методическое пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 163 с.
2022-01-31 16:03 2022