НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Колян А.А. Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Библиографическое описание:
Колян А.А. Конспект занятия в старшей группе «Осень» // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Задачи:

- Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы.

- Формировать представление о характерных признаках и периодах осени.

- Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами.

- Обогащать словарь детей.

- Учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.

- Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа: наблюдения на участке, чтение стихотворений об осени, просмотр иллюстраций об осени.

НОД

Листья золотые падают, летят

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

1. Организационный момент.

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая?

- Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.

- Осень – очень красивое время года, которым все любуются, её еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Дождь идёт по земле,

Мокрая дорога…

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Спят берёзы в серебре,

Ярче зелень сосен,

Потому что на дворе

Золотая осень.

- Какие приметы осени вы можете назвать? Что ещё происходит в природе? Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовится к зиме, часто льёт дождь, листопад и т.д.

Подвижная игра: «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- А первый у нас какой месяц? Сентябрь.

- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи в огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.

Физкультминутка. Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счёт «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки. А вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени – после него наступает зима.

Пальчиковая гимнастика: «Дождь»

Капельки-дождинки

Упали на травинки.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

(раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, делаем то же самое с другой ладонью.)

Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя

- Ребята, а теперь посмотрите на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

- Какое время года изображено на первой картине?

- А на этой?

- А какое время года на третьей картине?

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

- А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Подбери слова»

Осень (Какая?) – золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.

День (Какой?) – солнечный, дождливый, пасмурный, хмурый.

Деревья (Какие?) – красочные, жёлтые, оранжевые., яркие, голые.

Ветер (Какой) – тёплый, холодный, сильный, резкий.

Листья (Какие?) – разноцветные, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.

- Молодцы, много слов подобрали!

Физминутка "Листочки"

Осенние листочки закружились.

Весёлый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Молодцы!

- А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года. Вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень, и раскрасить её. Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»

Две сороконожки – дети изображают движение ног сороконожки.

Бегали по дорожке – пальцы прав. руки «бегут» по лев. руке.

Побежали, побежали – пальцы лев. руки «бегут» по прав. руке.

И друг дружечку догнали – пальцы встречаются на груди.

Так друг дружечку обняли – сцепить пальцы в замок, потянуть сцепленные пальцы в стороны.

Что едва мы их разняли – расцепить пальцы.
2023