Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Борзых И.В. Профориентация старшеклассников как форма работы социального педагога

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у обучающихся: с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности, с отсутствием проектов собственного будущего, с отсутствием целей, а также неумением планировать свою деятельность.
Выбор профессии - социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь.
Школа - это главная сфера деятельности наряду с домом, работой, общественной средой; это основная социальная среда, в которой происходит развитие личности. Главное предназначение школы - обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества к взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности. Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь - профессиональную направленность личности. Этой цели служит система профориентации, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Подготовка молодого человека к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии. Разумеется, важную роль в решении этой проблемы играет деятельность педагога социального и педагога-психолога (они являются представителями социально-педагогической и психологической службы (СППС) учебного заведения), ибо без интегративного взаимо­действия невозможно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания.
Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования является необходимость своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально-педагогической помощи в поиске профессии для себя.
Есть категория детей, которая требует особого педагогического руководства и контроля в выборе профессии, - подростки, находящиеся в социально опасном положении. В эту категорию попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные дети; дети с разного рода нервными и психическими расстройствами; подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; наконец, дети из неблагополучных семей, в которых, как правило, родители слишком заняты своими проблемами, выяснением отношений между собой или же спиртное становится на первое место, а ребенок отодвигается на последнее. И, конечно же, вопросу профессионального самоопределения подростка не уделяется никакого внимания.
Неблагоприятные условия воспитания препятствуют нормальному развитию личности и являются причиной неправильного формирования стремлений и мотиваций. Выбор профессии у «трудного» подростка превращается в катаклизм, так как детей, собственно говоря, ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть: «Хочу иметь высокооплачиваемую работу, много свободного времени», — и все это без какой-либо готовности к труду, т. к. трудовая мораль не сформирована.
Выбор обучающимися профессии требует грамотного руководства и педагогического контроля, которые предполагают не только профориентационную работу по ознакомлению с различными профессиями, но и непосредственное влияние на выбор профессии, осуществляемое на основании всестороннего изучения личности.
Основными функциями социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть:
1.        Диагностическая;
2.        Организационная;
3.        Информационно-просветительская;
4.        Мотивационная;
5.        Профилактическая;
6.        Воспитательная;
7.        Коммуникативная.
1. Диагностическая функция. Соцпедагог изучает и реально оценивает особенности личности с целью профориентации, степень и направленность влияния условий жизни, социума, круга общения, семьи на подростка, вникает в мир его интересов и потребностей. Важно ориентироваться во всех (положительных и отрицательных) факторах, оказывающих влияние на личность. В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:
-         изучение профессиональных намерений обучающегося (узнать, что он собирается делать после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в ССУЗ и т.д.);
-         выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (кто из родителей занимается воспитанием, имеются или отсутствуют единые требования, взгляды на профессиональное будущее ребенка, оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок мнение родителей и т.п.);
-         изучение познавательных интересов подростка (выявление возможностей подростка в обучении, присутствует ли интерес к учебе, существуют ли «любимые» и «нелюбимые» предметы, по каким предметам успевает, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т.д.);
-         изучение склонностей (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии). Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем она заключается?
-         изучение способностей (какие способности проявляются в учебной деятельности: творческие, организационные, технические, музыкальные, изобразительные, физико-математические, спортивные). Есть ли профессиональные способности, не­обходимые для успешного освоения избираемой профессии и т. д. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку…);
-         выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление; установление конкретного соотношения между ними с целью опоры на положительное. Какие качества, по мнению подростка, необходимо развивать для успешной профессиональной деятельности?
-         определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности. По каким предметам, по мнению учащегося, он успешно учится? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения?
2. Организационная функция.
Одним из ведущих направлений для соцпедагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности обучающихся с учетом специфики различных факторов социализации. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков социально-значимой деятельностью в силу различных причин оставшихся без должного педагогического воздействия. Таким механизмом может выступать укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам - это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят нужно привлекать в трудовые объединения, спортивные секции, кружки и клубы, так как именно в сфере свободного времени (обучение и труд) формируется человек, складываются его потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям, первоначальное знакомство с миром профессий.
Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит:
-         организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества;
-         создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, «примерить» ее на себя;
-         использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства;
-         оказать помощь ученику в развитии творческого потенциала, помочь самореализоваться в социуме.
Каждая школа может самостоятельно выбирать профиль кружков, клубов. Это дает возможность решить проблему организации досуга обучающихся, одновременно расширяя и углубляя знания, получаемые в учебной деятельности, способствуя творческому развитию личности.
В рамках организационной функции деятельность соцпедагога предполагает также организацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т. п.
К сожалению, количество и уровень профессионально ориентированных мероприятий в школах до сих пор остаются невысокими по сравнению с общим количеством проводимых общевоспитательных мероприятий. Действенность профориентационных мероприятий зависит от того, насколько они интересны для обучающихся, от достаточной информативности, своевременности проведения, направленности на активизацию познавательной деятельности и самопознания подростков, доступности подачи материала, наглядности и т. п.
3. Информационно-просветительская функция предполагает:
-         проведение справочно-информационных профконсультаций: информирование обучающихся о возможностях получения образования (перечень специальностей, которые можно получить в ссузах, вузах; рейтинги, конкурсы, проходные баллы, правила приема и условия зачисления в учебные заведения, новые специальности);
-         информирование школьников о ситуации на рынке труда. Более трети выпускников школ в настоящее время выбирают управленческую деятельность. В городе избыток бухгалтеров, экономистов, юристов на фоне острой нехватки каменщиков, плотников, слесарей, сварщиков, водителей. Представители рабочих профессий стабильно востребованы на предприятиях города.
Таким образом, задача социального педагога — информирование своих подопечных о востребованных профессиях, проведение целенаправленной работы по развитию интереса к ним. Данное комплексное воз­действие позволит повысить известность и популярность социально значимых в обществе профессий.
4. Мотивационная функция.
Соцпедагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности.
Мотивы — это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: заработок, стабильность, общение, карьера, признание, самореализация через трудовую деятельность. И в этом случае задача педагога социального состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании обучающихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.
5. Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора обучающимися профессии. Соцпедагог предупреждает воздействие негативных явлений, занимается профилактикой ошибок выбора профессии, организует социотерапевтическую помощь молодежи, помощь в профессиональном самоопределении.
6. Воспитательная функция. Соцпедагог совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном формировании. В рамках воспитательной функции профориентационная работа соцпедагога предполагает:
-         воспитание уважения к труду и представителям любой профессии. В сознании учащихся необходимо поддерживать и укреплять социально значимые ценностные ориентиры и установки, развивать профессионально важные качества, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, творческий подход к труду, профессиональному долгу, гордость за выбираемую профессию, которые позволят им самореализоваться в профес­сиональной сфере;
-         воспитание интереса к рабочей профессии. Данный аспект предполагает комплексное воздействие и целенаправленную работу по повышению степени известности профессии, ее популярности, социальной значимости в обществе. Часто непривлекательность профессии по тем или иным параметрам (однообразие, монотонность) может быть компенсирована высоким уровнем состояния других параметров (материальным и моральным стимулированием, созданием благоприятного психологического фона и т. д.) Введение таких факторов и ознакомление с ними будет способствовать воспитанию у школьников интереса к рабочим специальностям.
Педагогические воздействия на становление профессионального самосознания протекают в виде отдельных мероприятий, которые в идеале должны объединяться в комплексы профориентационных воздействий - в систему профориентационных мероприятий, объединенных единой стержневой идеей и направленную на воспитание у школьников интереса к конкретной профессии. При этом следует учитывать, что повышение уровня профессионального самосознания школьников не может быть достигнуто только через беседы, лекции, диспуты и другие вербальные средства. Обязательным должен быть общественно-полезный и профессионально значимый производственный труд.
Взаимодействие социального педагога с педагогом-психологом. К сожалению, направления профессиональной деятельности между педагогом-психологом и педагогом социальным относительно профориентационной работы распределены не четко. В содержании должностных квалификационных характеристик социальный педагога и педагога-психолога зачастую можно обнаружить дублирование и размытость функций, что, естественно ведет к перекладыванию обязанностей друг на друга, непониманию своей конкретной воспитательной миссии и снижению эффективности воспитательной работы. Педагог-психолог традиционно придерживается психологического направления, диагностирует, проводит коррекционную работу, оказывает необходимую психологическую помощь.
Тем не менее, профориентационная работа будет продуктивной только в том случае, если педагог социальный и педагог-психолог будут действовать сообща, а также объединять и координировать усилия всех педагогов, заинтересованных специалистов и семьи на формирование всесторонне развитой личности, готовой к осознанному и правильному выбору профессии.
Взаимодействие социального педагога с классными руководителями предполагает:
-         оказание помощи в организации профориентационных уроков, проведении классных часов;
-         содействие в организации вторичной занятости обучающихся;
-         помощь в трудоустройстве учеников;
-         помощь в подготовке уголков профориентации.
Взаимодействие социального педагога с представителями государственных, общественных организаций, учебных заведений:
-         взаимодействие с организациями, способствующими формированию здорового образа жизни (учреждения здравоохранения, спортивные секции и клубы, социально-психологические центры и т. д.);
-         взаимодействие с правоохранительными органами (ПДН, КДН и ЗП);
-         взаимодействие с внешкольными организациями по вопросам организации досуговой деятельности школьников;
-         взаимодействие с представителями предприятий, организаций. Проведение тематических бесед и экскурсий с целью ознакомления обучающихся с различными профессиями;
-         взаимодействие с представителями учебных заведений. Проведение профориентационных мероприятий с приглашением преподавателей учебных заведений, представителей приемных комиссий с целью обсуждения возможностей получения образования.
Взаимодействие социального педагога с семьей подростка. Главный фактор в развитии личности ученика — семья. Пребывая в ней с раннего детства, ребенок подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи.
Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе учителей-предметников и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной успеваемости и поведения их детей. Оснований для укрепления взаимодействия соцпедагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения вполне достаточно. В неблагополучных семьях, чаще всего, родители не помогают детям выбрать будущую профессию. Такие подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, выбор профессии требует руководства и педагогического контроля.
Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач.
Взаимодействие предполагает:
1.        Общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку.
2.        Совместное выделение конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями).
3.        Распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, педагогом-психологом и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач).
4.        Постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность и непонимание.
В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д.
Значительное место в работе социального педагога по профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению обучающихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.
Еще одна форма профориентационной работы - лекции о профессиях.
Данную форму применяют при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.
Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются обучающимся, родителям, педагогам.
Тест - может быть представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью, познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Библиографический список

1.                 Дереклеева И.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10- 11классы)/ под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО, 2006.
2.                 Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
3.                 Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.


2019