Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребѐнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребѐнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Пища помогает ребѐнку расти. Еда даѐт ему необходимую энергию. Ребѐнку необходимы различные виды энергии, которая образуется путѐм сжигания продуктов питания. Растущему организму ребѐнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов.
Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что дети начали приносить жвачки, сухарики, чипсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. Вопрос о правильном питании встал очень остро. Мы в своей работе обратились к курсу «Разговор о правильном питании», так как главная цель этой программы - сформировать у младших школьников основы рационального питания. В дополнение к образовательной программе «Разговор о правильном питании» был разработан проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1-4 классов на основе системно-деятельностного подхода».
Цель настоящего проекта – формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения их на практике.
Задачи проекта:
1) Определение объема и содержания знаний, подлежащих освоению; составление календарно-тематического планирования занятий; разработка инструмента
измерения сформированности заявленных навыков у обучающихся;
2) Организация работы по освоению обучающимися программы проекта.
3) Измерение знаний и навыков, выводы по реализации проекта Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018.
Содержание проекта I этап – организационный.
Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, плакаты. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме, сказки. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Магазин»; схемы - модели приготовления блюд, сервировки столов.Разработка календарно-тематического планирования.
II этап – основной
Проведение мероприятий по плану реализации проекта:Организация и проведение занятий по образовательной области «Рациональное питание», «Режим питания», «Приготовление салата», «Витамины и полезные продукты», «Кто живет в молочной стране». Решение поисковой задачи: «Как быстро взбить яйцо», «Ты что-то уронил на скатерть», «Что ты делаешь, когда тебе не вкусно», «Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, котлета и т.д).
Детское экспериментирование:
«Вкусный опыт», «Самый сочный» (2-3 фрукта, овоща), «Посадка лука», «Что внутри» (2-3 фрукта, овоща), «Вкусовые зоны языка», «Как получить растительную краску из овощей», «Фруктовый салат», «Приготовим винегрет», «Посадим огород».
Экскурсии и целевые прогулки:
Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия в магазин «Продукты питания». Прогулка на школьный огород.
Составление описательных рассказов по схемам-моделям:
«Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей», «Как мы кормили Хрюшу и Степашку», «Встречаем гостей», «Может ли Новогодний стол навредить нашему организму?»
Использование компьютерных презентаций:
«Вкусные продукты», «Что мы едим», «Овощи и фрукты», «Для каждого продукта своя посуда».
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
«Продукты питания», «Овощи и фрукты», «К нам гости пришли», Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Огурцы», Л. Лунгина «Малыш и Карлсон».
Использование словесных, дидактических игр:
«Укрась блюдо», «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Семья», «Супермаркет», «Бистро».
Активное участие родителей, специалистов в различных видах деятельности в рамках реализации проекта:
-творческое задание (совместно с родителями) «Самый вкусный бутерброд»;
-выставка совместного творчества «Осенние фантазии из овощей»; -родительский практикум на тему «Здоровое питание школьников», круглый стол «Обучение школьников правилам поведения за столом»;
-участие родителей в досугах, развлечениях;-анкетирование родителей и педагогов;
-педагогический час «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться». Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта.
- стендовые консультации.
- оформление рекламного проспекта «Меню выходного дня»
- информация о рациональном питании (меню на каждый день). III этап - заключительный
-диагностика, анкетирование, подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме - совместные детско–родительские презентации творческих работ: коллаж; книжкисамоделки; ширма «витамины», буклеты.
План реализации проекта:
Задачи
Мероприятия
Срок исполнения
Ответственные
1) Определение объема и содержания знаний, подлежащих освоению; составление календарнотематического планирования занятий; разработка инструмента измерения сформированности заявленных навыков у обучающихся
- изучение рекомендованной литературы и источников по теме;
- обсуждение перечня тем для изучения с педиатром; - опрос родителей обучающихся
Сентябрь 2017
Мухаметова Л.А., Валиуллина Р.Н., Сиразева Г.К..
2) Организация работы по освоению обучающихся программы проекта
- включение занятий по проекту в расписание обучающихся;
- предварительная подготовка
экскурсий на предприятия; - подготовка стенда для размещения информации о ходе реализации проекта
Октябрь 2017 –апрель2018
Мухаметова Л.А., Валиуллина Р.Н., Сиразева Г.К
3) Измерение знаний и - осуществление итогового Май 2018 Мухаметова Л.А.,
навыков, выводы по контроля; Валиуллина Р.Н.,реализации проекта - опрос родителей по Сиразева Г.К
результатам проекта
Критерий оценки эффективности проекта:- удовлетворенность родителей обучающихся результатами реализации проекта Риски реализации проекта:
- часть родителей может быть против организации дополнительных занятий по данной теме в силу разных причин: загруженность обучающихся подготовкой домашнего задания, тема питания может быть не такой актуальной, как успеваемость обучающихся и т.д. Следует провести предварительную разъяснительную работу с родителями обучающихся. Выводы и заключения:
Проект рассчитан на обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы и призван сформировать такие личностные УУД, как внутренняя установка на здоровое питание, возрастание моральной компетентности школьников, что в перспективе будет способствовать успешности личности.
Тематическое планирование (28 часов)
Месяц
Дата проведения
Тема
Октябрь
Как правильно есть?
Где и как готовят пищу. Продукты быстрого приготовления
Всѐ ли полезно, что в рот полезло
«Праздник урожая»
Ноябрь
Всегда ли нужно верить рекламе?
Вредные и полезные привычки в питании
«Советы Хозяюшки»
Ты – покупатель. О чем рассказывает упаковка?
«Чем не стоит делиться?»
Декабрь
«Законы питания»
«Что происходит с пирожком, который мы съели?»
«Плох обед, если хлеба нет» Хлеб – всему голова.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
Январь
«Из чего готовят каши? »
Как питались на Руси и в России?
«Кулинарное путешествие» по России.
«Поварята»
«Секреты обеда»
Февраль
«Полдник. Время есть булочки»
«Пора ужинать»
«Путешествие по улице Правильного питания»
Ты готовишь себе и друзьям.
Март
Правила поведения в гостях. Где и как мы едим?
Вкусные традиции моей семьи. «Вкусные истории»
«На в
кус и цвет товарищей нет»
«Как утолить жажду»
Апрель
«Праздник чая»
Режим питания учащегося начальных классов.
«Меню спортсмена»
«Овощи, ягоды и фрукты
–
витаминные продукты»
«Витаминный салат»
Литература:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
4. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. — М.: ВАКО, 2004.