Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Козлова М. Н. Создание условий для развития речевой активности и инициативности у дошкольников с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложное речевое расстройство, которое проявляется в несформированной звуковой и смысловой сторонах речи, выражается в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Уровень несформированности компонентов речи у детей определяет проявления общего недоразвития речи. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи (в том числе на разговорном уровне) до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Общее недоразвитие речи негативно сказывается на формировании у детей не только речевой, но и интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Дети с общим недоразвитием речи чаще менее инициативны и общительны как со сверстниками, так и со взрослыми, дольше усваивают дидактический материал, медленней приобретают те или иные навыки и умения, у многих рассеянное внимание и низкий интерес к образовательной деятельности, стеснительны и малоинициативны.
Организуя работу с детьми с речевыми проблемами, основная задача педагога заключается в создании условий для развитии речевой активности и инициативы детей с ОНР в различных видах деятельности, в частности – игровой, являющейся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Создание условий для развития речевой активности детей предусматривает:
1)       создание развивающей предметно-пространственной среды - в группе оформлены книжный уголок, уголок природы, речевой уголок, театрализованный, спортивный уголок и различные игровые зоны («Парикмахерская», «Больница», «Парковка» и т.д.).  Имеются атрибуты к различным сюжетно-ролевым и подвижным играм. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
2)       целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности - большое внимание уделяется развитию словаря, проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
3)       повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников - педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Большую роль играет правильная и грамотная речь педагога.
4)       изучение состояния устной речи детей – мониторинг проводится дважды в год.
5)       участие родителей в речевом воспитании детей.   Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства.
В работе педагога по развитию у детей речевой активности и инициативности наиболее эффективны следующие методы и приемы: беседы, вопросы педагога к детям, различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и т.д.), чтение художественной литературы, ознакомление с фольклором, придумывание загадок, логоритмика, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, придумывание начала, продолжения или окончания рассказа, составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ.
В своей практической деятельности по развитию речевой активности и инициативности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы сделали упор на различные виды игр, потому что игра – наиболее понятный для дошкольников и интересный вид деятельности.
Дидактические игры способствуют развитию пассивного и активного словарей, развитию коммуникативных навыков, фонематического слуха, грамматического строя речи и т.д. Можно считать, что дидактическая игра – универсальный инструмент развития речевой сферы ребенка.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию детской речевой инициативности за счет наличия возможности у ребенка воплощать в жизнь свои мечты, воображаемые действия, образы и имеющиеся знания. В сюжетно-ролевой игре ребенок выступает в роли режиссера или главного героя, что позволяет ему раскрепоститься, раскрыться, без боязни проявлять самостоятельность и инициативность, развивать коммуникативные навыки, озвучивая действия и мысли игровых персонажей.
Подвижные игры с речевым сопровождением так же способствуют развитию у ребенка коммуникативных навыков за счет озвучивания текстовой части игры, проговаривания своих действий.
Таким образом, игра выступает наиболее актуальным и продуктивным методом развития речевой инициативности и самостоятельности у детей. В процессе игры у детей с ОНР активно развиваются коммуникативные навыки, ребенок учится анализировать свою речь, проявлять словесное творчество, подбирать или придумывать новые слова, вести речевой диалог. В игровой деятельности дети способны быстрее запомнить и рассказать стихи, потешки, рассказы. Игровая ситуация порождает и стимулирует самостоятельную речевую активность.
Список использованной литературы:
1.       Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В  соответствии  с ФГОС ДО. — спб.  : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с.
2.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2021