Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Здесенко Н. И., Кулёва Н. Н., Юрченко И. А. Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые являются понятными и близкими ему. В этом контексте ведущую роль занимает игра. Именно поэтому для воспитания и развития детей в детском саду используется игра. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире.
Главная особенность дошкольного образования - отсутствие целенаправленного обучения. Вместо этого на первый план выходит игра.
Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего.
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет ребёнку
• развиваться физически и интеллектуально;
• формировать положительные черты характера;
• учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
• быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
ФГОС предусматривает следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать детей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия)
• исключение игр, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;
• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать игру информацией);
• чёткое понимание детьми правил игры;
По форме игры могут быть:
• индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
• групповые, в которых ребёнок чувствует ответственность за свои действия.
По ФГОС игры условно можно разделить на:
• досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок - «Ручеёк», пальчиковые игры и т. д);
• подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т. д.);
• театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т. д.);
• компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
• игры с правилами (учат детей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т. д.);
• сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира - «Казаки-Разбойники», «Снегурочка» и т. д.)
Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития детей.
Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми.
Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря, второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно такой приём, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем. Для ИОС характерны следующие черты:
• несложный сюжет;
• специально организованное игровое пространство;
• наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
• направляющая роль воспитателя.
Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, когда ребенок участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры. Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает:
• Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям, предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно.
• Движение и активность.
• Работа детей в малых группах. Преимущество такого рода активности в том, что она определяет ребёнка не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.
Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:
• Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
• Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
• Сюжетно-ролевые игры (ребёнок берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
• Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т. д.).
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
• Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).
Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.
Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные познавательные и развивающие игры дают познавательную или образовательную информацию в интересной и занимательной форме для детей.
Компьютерные игры:
• помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
• способствуют формированию умения анализировать;
Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.
Квест-технологии. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». В случае проведения квеста в детском саду дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как интересную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Библиографический список

1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова,
Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
3. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76397.htm.
4. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2010. - 288 с.
5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.
2020