Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf
В соответствии с задачами духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, заявленными в Федеральных образовательных стандартах, в Пермском крае в 2015 году издано учебное пособие по краеведению Н.П. Горбацевич, О.В. Власовой, Д.А. Кормилина, Д.М. Софьина «Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен» для учащихся 5 классов и в 2016 году учебное пособие под редакцией Р.А. Кассиной, авторы Е.Г. Ефимик, А.И. Шепель и др. «Мой Пермский край. Мир живой природы».
Целью данного проекта является создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры, мир живой природы) и желающего принять активное участие в его развитии.
Актуальность проекта
Реализация ФГОС одной из важных задач ставит переориентацию образования на воспитание личности, способной к проектированию и реализации собственной жизненной позиции, ответственной за себя, свою жизнь, своё дело.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, экологическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные и метапредметные связи.
Многие предметы в учебном плане включают элементы краеведения, этнографии и экологии (литература, география, биология, история, обществознание, технология и др.). Каждому человеку и каждому народу нужно осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей большой и малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, его биологическое многообразие.
Данный проект направлен на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Проект рассчитан на обучающихся 5, 6 классов на 2017-2018 учебный год. Количество часов, выделенных на изучение курса - 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
Реализация проекта имеет деятельностный характер. Через участие в проекте учителя, ребёнок обретает опыт постановки проблемы, поиска средств её решения, организации процесса реализации задуманного. В хорошо продуманном учительском проекте всегда возникает такое широкое поле проблематизации, которое позволяет учащемуся выйти на собственную проектную идею.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Проект позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Постановка проблемы
В МАОУ « Рябининская СОШ» уже 10 лет существует Научное общество учащихся (НОУ). В предыдущие годы среди участников районного конкурса научно-исследовательских работ было очень мало среднеклассников.
Опыт показывает, что в основном в подготовке к конференции принимают участие одни и те же ученики. Мы предполагаем, что не все учащиеся 5-6 классов будут писать проекты или исследовательские работы, но появилась ещё одна возможность объединить детей в микрогруппы в ходе реализации проекта, что позволит привлечь большее количество ребят к активной деятельности и увеличит занятость учащихся. Те, кто не захотят заняться проектированием, посетив занятия педагогов, просто смогут расширить кругозор своих знаний о малой родине.
Продукт проекта
Краткосрочные проекты и тематические презентации учащихся на местном материале по литературе, краеведению и биологии.
Цель нашего проекта – создание и реализация программы образования и развития учащихся 5 и 6 класса на основе краеведческого материала.
Проект должен способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом и живой природой; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Задачи проекта
· Разъяснительная работа среди педагогов об их значимости участия в проекте
· Написание программ учителями - предметниками для проведения занятий с детьми по своему направлению
· Проведение занятий с использованием местного (краеведческого) материала
· Провести фестиваль итоговых работ
· Подготовка лучших работ учащихся для выступления на школьной и районной НПК проектно-исследовательских работ
Участники проекта
Учащиеся 5 и 6 класса школы, родители, учителя-предметники.
Сроки реализации
Сентябрь 2017 – май 2018 гг.
Проект по типу· Обучающий
Проект по виду
· Информационный
· Творческий
Проект по содержанию
· Метапредметный
· Деятельностный
Проект по дидактической цели
· Ознакомительный
· Поддерживающий мотивацию
· Выявляющий творческий потенциал
Форма организации
· Групповая
· индивидуальная
Риски реализации проекта
1. Неосознанный выбор направлений детьми: в силу возраста сложно самостоятельно выбрать направление, в котором они будут создавать проект
2. Могут возникнуть сложности в подборе и актуальности тем проектов учителями-предметниками
3. Написание программ учителями
4. Снижение мотивации у детей
5. Комплекс публичного выступления на фестивале и школьной НПК
(научно-практической конференции).
Экономические расходы
Реализация проекта будет проходить за счёт 1 часа в 5 и 6 классе из части формируемой участниками образовательных отношений, в которых задействованы 4 учителя предметника. Каждый педагог реализует свою часть проекта в течение одного полугодия. У обучающихся 6 класса в прошлом учебном году курс «Мой Пермский край» не проводился, поэтому было принято решение в 1 полугодии реализовать программу «Растения и животные Пермского края», а во 2 полугодии «Странички далеких и близких времен». В 5 классе в 1 полугодии реализуется программа «Странички далеких и близких времен». А во 2 полугодии «Мой Пермский край. Чердынь литературная»
Структура педпроекта
Так как при проведении занятий и обучении написанию проектов решено было использовать местный (краеведческий) материал, то в качестве приоритетных направлений были выбраны следующие:
· «Растения и животные Пермского края» - информированность среди живых организмов Пермского края» (Приложение 1)
· «Странички далеких и близких времен» - воспитание гражданина России, патриота малой родины (Приложение 2)
· «Чердынь литературная» - формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края (Приложение 3)
· Применение оценочного листа в конце каждого курса (Приложение 4)
План реализации проекта
п.п.
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
Средства
Подготовительный этап
1
Анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов
01.09-04.09
Тюфякова И.Н.
Бумага, компьютер
2
Разработка проекта
06.09-11.09
Тюфякова И.Н., Бабикова С.А. Мальцева Е.В., Голохвастова М.А.
Бумага, компьютер
3.
Семинар для педагогов-участников проектной группы
12.09.
Тюфякова И.Н.
Бумага, компьютер, проектор
Основной этап. Реализация программ педпроекта
«Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен» 5 класс
№ п.п.
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
1
«Странички далеких и близких времен»
В течение 1 полугодия
Мальцева Е.В.
Бумага, компьютер, проектор, видеосюжеты
2
«Чердынь литературная»
В течение 2 полугодия
Голохвастова М.А.
Бумага, компьютер, проектор
3
Подготовка итоговых работ
В течении 2 полугодия
Мальцева Е.В. Голохвастова М.А.
Бумага, компьютер, проектор
4
Подготовка к выступлению
В течении 2 полугодия
Мальцева Е.В. Голохвастова М.А.
Бумага, компьютер, проектор
5
Выступление перед учащимися основной школы. Рефлексия
В течении 2 полугодия
Мальцева Е.В. Голохвастова М.А.
компьютер, проектор
«Мир живой природы» 6 класс
№ п.п.
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
1
Знакомство с животным и растительным миром Пермского края
В течение 1 полугодия
Тюфякова И.Н.
Бумага, компьютер, проектор
2
«Странички далеких и близких времен»
В течение 2 полугодия
Бабикова С.А.
Архив школьного музея, музейный фонд
3
Подготовка итоговых работ
В течении 2 полугодия
Тюфякова И.Н. Бабикова С.А.
Бумага, компьютер, проектор, фотоаппарат
4
Подготовка к выступлению
В течении 2 полугодия
Тюфякова И.Н. Бабикова С.А.
Бумага, компьютер, проектор, фотоаппарат
5
Выступление перед учащимися основной школы. Рефлексия
В течении 2 полугодия
Тюфякова И.Н. Бабикова С.А.
компьютер, проектор
Заключительный этап
1
Фестиваль проектных работ
Конец апреля 2018
Все педагоги
2
Подведение итогов реализации проекта
Конец апреля 2018
Тюфякова И.Н.
3
Выступление с лучшими работами на школьной НПК
Май 2018
Все педагоги
Описание проекта
Во время подготовительного этапа проводится диагностика среди учащихся 5 и 6 класса с целью получения информации о том, знают ли они, что такое проект, как оформлять его, зачем нужно уметь проектировать, есть ли опыт проектирования и т.д. Диагностическим средством является оценочный лист (приложение 4)
По окончании курса проводится фестиваль проектов. Лучшие работы фестиваля будут представлены на школьной НПК.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
Коммуникативные результаты
• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
• основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проведение наблюдения под руководством учителя;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Регулятивные результаты:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Ожидаемый результат
Для учащихся
Для педагогов
Погружение в проблему проектирования
Пополнение банка программ
Повышение мотивации
Привлечение учащихся в проектной деятельности
Любовь к малой родине
Сотрудничество внутри проектной группы
Выбор предметной области для проекта
Повышение компетентности в методике организации интерактивной деятельности учащихся на занятиях и внеклассной работе. В методике применения технологии проектирования
Развитие коммуникационных умений
Пополнение банка дидактического материала.
Развитие метапредметных умений
Навык работы с источниками информации
Обработка информации
Формулировать цели, задачи, проблему
Оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся
Оформлять проекты в соответствии с требованиями
Презентовать продукт и публично выступать