В соответствии с задачами духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, заявленными в Федеральных образовательных стандартах, в Пермском крае в 2015 году издано учебное пособие по краеведению Н.П. Горбацевич, О.В. Власовой, Д.А. Кормилина, Д.М. Софьина «Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен» для учащихся 5 классов и в 2016 году учебное пособие под редакцией Р.А. Кассиной, авторы Е.Г. Ефимик, А.И. Шепель и др. «Мой Пермский край. Мир живой природы». Целью данного проекта является создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры, мир живой природы) и желающего принять активное участие в его развитии. Актуальность проекта Реализация ФГОС одной из важных задач ставит переориентацию образования на воспитание личности, способной к проектированию и реализации собственной жизненной позиции, ответственной за себя, свою жизнь, своё дело. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, экологическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные и метапредметные связи. Многие предметы в учебном плане включают элементы краеведения, этнографии и экологии (литература, география, биология, история, обществознание, технология и др.). Каждому человеку и каждому народу нужно осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей большой и малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, его биологическое многообразие. Данный проект направлен на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Проект рассчитан на обучающихся 5, 6 классов на 2017-2018 учебный год. Количество часов, выделенных на изучение курса - 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. Планируемые результаты освоения программы: Реализация проекта имеет деятельностный характер. Через участие в проекте учителя, ребёнок обретает опыт постановки проблемы, поиска средств её решения, организации процесса реализации задуманного. В хорошо продуманном учительском проекте всегда возникает такое широкое поле проблематизации, которое позволяет учащемуся выйти на собственную проектную идею. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Проект позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Постановка проблемы В МАОУ « Рябининская СОШ» уже 10 лет существует Научное общество учащихся (НОУ). В предыдущие годы среди участников районного конкурса научно-исследовательских работ было очень мало среднеклассников. Опыт показывает, что в основном в подготовке к конференции принимают участие одни и те же ученики. Мы предполагаем, что не все учащиеся 5-6 классов будут писать проекты или исследовательские работы, но появилась ещё одна возможность объединить детей в микрогруппы в ходе реализации проекта, что позволит привлечь большее количество ребят к активной деятельности и увеличит занятость учащихся. Те, кто не захотят заняться проектированием, посетив занятия педагогов, просто смогут расширить кругозор своих знаний о малой родине. Продукт проекта Краткосрочные проекты и тематические презентации учащихся на местном материале по литературе, краеведению и биологии. Цель нашего проекта – создание и реализация программы образования и развития учащихся 5 и 6 класса на основе краеведческого материала. Проект должен способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом и живой природой; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Задачи проекта · Разъяснительная работа среди педагогов об их значимости участия в проекте · Написание программ учителями - предметниками для проведения занятий с детьми по своему направлению · Проведение занятий с использованием местного (краеведческого) материала · Провести фестиваль итоговых работ · Подготовка лучших работ учащихся для выступления на школьной и районной НПК проектно-исследовательских работ
Участники проекта
Учащиеся 5 и 6 класса школы, родители, учителя-предметники.
Сроки реализации
Сентябрь 2017 – май 2018 гг.
Проект по типу · Обучающий Проект по виду · Информационный · Творческий Проект по содержанию · Метапредметный · Деятельностный Проект по дидактической цели · Ознакомительный · Поддерживающий мотивацию · Выявляющий творческий потенциал Форма организации · Групповая · индивидуальная Риски реализации проекта 1. Неосознанный выбор направлений детьми: в силу возраста сложно самостоятельно выбрать направление, в котором они будут создавать проект 2. Могут возникнуть сложности в подборе и актуальности тем проектов учителями-предметниками 3. Написание программ учителями 4. Снижение мотивации у детей 5. Комплекс публичного выступления на фестивале и школьной НПК (научно-практической конференции). Экономические расходы Реализация проекта будет проходить за счёт 1 часа в 5 и 6 классе из части формируемой участниками образовательных отношений, в которых задействованы 4 учителя предметника. Каждый педагог реализует свою часть проекта в течение одного полугодия. У обучающихся 6 класса в прошлом учебном году курс «Мой Пермский край» не проводился, поэтому было принято решение в 1 полугодии реализовать программу «Растения и животные Пермского края», а во 2 полугодии «Странички далеких и близких времен». В 5 классе в 1 полугодии реализуется программа «Странички далеких и близких времен». А во 2 полугодии «Мой Пермский край. Чердынь литературная» Структура педпроекта Так как при проведении занятий и обучении написанию проектов решено было использовать местный (краеведческий) материал, то в качестве приоритетных направлений были выбраны следующие: · «Растения и животные Пермского края» - информированность среди живых организмов Пермского края» (Приложение 1) · «Странички далеких и близких времен» - воспитание гражданина России, патриота малой родины (Приложение 2) · «Чердынь литературная» - формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края (Приложение 3) · Применение оценочного листа в конце каждого курса (Приложение 4) План реализации проекта п.п. Мероприятия Сроки проведения Ответственный Средства Подготовительный этап
1 Анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов 01.09-04.09 Тюфякова И.Н. Бумага, компьютер 2 Разработка проекта 06.09-11.09 Тюфякова И.Н., Бабикова С.А. Мальцева Е.В., Голохвастова М.А. Бумага, компьютер 3. Семинар для педагогов-участников проектной группы 12.09. Тюфякова И.Н. Бумага, компьютер, проектор Основной этап. Реализация программ педпроекта
«Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен» 5 класс
№ п.п. Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 «Странички далеких и близких времен» В течение 1 полугодия Мальцева Е.В. Бумага, компьютер, проектор, видеосюжеты 2 «Чердынь литературная» В течение 2 полугодия Голохвастова М.А. Бумага, компьютер, проектор 3 Подготовка итоговых работ В течении 2 полугодия Мальцева Е.В. Голохвастова М.А. Бумага, компьютер, проектор 4 Подготовка к выступлению В течении 2 полугодия Мальцева Е.В. Голохвастова М.А. Бумага, компьютер, проектор 5 Выступление перед учащимися основной школы. Рефлексия В течении 2 полугодия Мальцева Е.В. Голохвастова М.А. компьютер, проектор «Мир живой природы» 6 класс № п.п. Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1 Знакомство с животным и растительным миром Пермского края В течение 1 полугодия Тюфякова И.Н. Бумага, компьютер, проектор 2 «Странички далеких и близких времен» В течение 2 полугодия Бабикова С.А. Архив школьного музея, музейный фонд 3 Подготовка итоговых работ В течении 2 полугодия Тюфякова И.Н. Бабикова С.А. Бумага, компьютер, проектор, фотоаппарат 4 Подготовка к выступлению В течении 2 полугодия Тюфякова И.Н. Бабикова С.А. Бумага, компьютер, проектор, фотоаппарат 5 Выступление перед учащимися основной школы. Рефлексия В течении 2 полугодия Тюфякова И.Н. Бабикова С.А. компьютер, проектор Заключительный этап
1 Фестиваль проектных работ Конец апреля 2018 Все педагоги
2 Подведение итогов реализации проекта Конец апреля 2018 Тюфякова И.Н.
3 Выступление с лучшими работами на школьной НПК Май 2018 Все педагоги
Описание проекта Во время подготовительного этапа проводится диагностика среди учащихся 5 и 6 класса с целью получения информации о том, знают ли они, что такое проект, как оформлять его, зачем нужно уметь проектировать, есть ли опыт проектирования и т.д. Диагностическим средством является оценочный лист (приложение 4) По окончании курса проводится фестиваль проектов. Лучшие работы фестиваля будут представлены на школьной НПК. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края; • ориентация в системе моральных норм и ценностей; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; Коммуникативные результаты • умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные результаты • основы реализации проектно-исследовательской деятельности; • проведение наблюдения под руководством учителя; • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Регулятивные результаты: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Ожидаемый результат
Для учащихся Для педагогов Погружение в проблему проектирования Пополнение банка программ Повышение мотивации Привлечение учащихся в проектной деятельности Любовь к малой родине Сотрудничество внутри проектной группы Выбор предметной области для проекта Повышение компетентности в методике организации интерактивной деятельности учащихся на занятиях и внеклассной работе. В методике применения технологии проектирования Развитие коммуникационных умений Пополнение банка дидактического материала. Развитие метапредметных умений
Навык работы с источниками информации
Обработка информации
Формулировать цели, задачи, проблему
Оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся