Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Прохорова А. А. Роль родителя в предотвращении школьного буллинга (материалы родительского собрания)

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Буллинг (от англ. Bullying) – запугивание.
Одна из форм насилия, предполагающая агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Буллинг предполагает психологический и физический террор, насилие, избиение, порчу имущества, психологическое давление, которое применяет один человек или целая группа по отношению к жертве.
Виды буллинга (травли):
- вербальный (насмешки, оскорбления, интриги, присвоение кличек и пр.);
- физический (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
- социальный (бойкот, сплетни, слухи);
- экономический(вымогательство, порча вещей);
- Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.
Признаки травли:
- отказ от посещения школы;
- постоянные жалобы на состояние здоровья;
- отсутствие уверенности в себе;
- рассеянность;
- возбудимость;
- желание уединения.
Агрессору все равно, кого и за что травить!
В чем перед Волком провинился Ягненок?
«Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать»,— говорит Волк Ягненку.
Страдающие от травли дети легко возбудимы, в большей степени подвержены депрессии.
Они могут бояться ходить в школу, и их доверие к другим людям подорвано.
Ситуация травли в группе, в классе, в детском доме, в школе погружает в стресс всех детей.
Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.
В группе риска — абсолютно все.
Есть даже такое понятие, как «травма наблюдателя»: те дети, которые только наблюдают буллинг, но не участвуют в нем, все равно остаются травмированы. Они переживают за собственную безопасность и часто бывают вынуждены принять одну из сторон, например, последовать за агрессором, чтобы обезопасить себя.
Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?
Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.
Ваш ребенок:
- Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
-Не имеет близких друзей, с которыми проводят.
-Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе.
-По утрам часто придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия;
-Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
-У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в ОУ или покончит жизнь самоубийством.
-В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
-Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
-Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка.
-Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.
Рекомендации:
1.       Нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Когда ребенок оказывается в ней, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим у него нет.
2.       Ни в коем случае нельзя обвинять жертву. То есть говорить, что ребенок сам виноват, потому что у него голубые глаза или лишний вес, и оправдывать этими факторами поведение агрессора запрещено.
3. Нужно поговорить с ребенком, при этом, называть вещи своими именами, дать понять, что вы полностью на его стороне и что сложившаяся ситуация — не его вина. Нужно научить ребенка, что во многих ситуациях первым шагом в борьбе может стать веское слово «Нет». Можно предварительно дома поработать над навыком ребенка отказывать и уверенно ставить рамки и границы.
4. Донести всю серьезность проблемы до классного руководителя.
5. Если классный руководитель отказывается брать на себя ответственность за отношения между детьми в классе, можно попробовать найти любого другого значимого взрослого. Это может быть учитель-предметник, школьный психолог или завуч. Выстраивая отношения с учителем, вы в первую очередь призываете его к наблюдению за ситуацией, и к совместному конструктивному решению.
6.Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается. Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
7.Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.
Если обидчиком является ваш ребенок.
Каждому родителю сложно поверить в то, что их ребенок обижает других, но иногда это случается. Но если он издевается над другими сейчас, это еще не значит, что он будет так поступать в будущем. Родители могут помочь ребенку измениться и начать хорошо общаться со своими одноклассниками.
Ваш ребенок может быть обидчиком, если он: не сочувствует другим, ценит агрессивность, любит командовать, проявляет наглость победителя, который не любить проигрывать, часто ругается с братьями и сестрами.
Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку:
-Отнеситесь к этому серьезно. Не воспринимайте буллинг как что-то временное. Если вас не волнует, как это скажется на вашем ребенке, вспомните о том, что страдает кто-то другой.
-Поговорите с ребенком, узнайте, почему он обижает других. Очень часто дети так себя ведут, когда чувствуют грусть, злость, одиночество или неуверенность. Иногда причиной такого поведения становятся какие-то перемены дома, в семье.
-Научите ребенка сопереживать другим, объясните ему, как себя чувствует тот, кого обижают.
-Спросите учителя или школьного психолога, есть ли у вашего ребенка какие-то проблемы в школе. Может, он отстает по какому-то предмету или ему сложно завести друзей. Спросите у них, как вы можете помочь ребенку решить эту проблему.
-Задайтесь вопросом, не обижают ли вашего ребенка дома. Очень часто дети, которые издеваются над другими, сами стали жертвой издевательства родителей или членов семьи.
Перекладывание полной ответственности на школьного психолога — тоже не вариант, потому как с детьми большую часть времени находится классный руководитель, а школьный психолог может лишь помочь учителю выстроить новую модель поведения в классе.
Если Вы или Ваши близкие столкнулись с буллингом, знайте, существует огромное количество организаций, которые могут помочь вам в борьбе с травлей: «Травли.net» и «Вместе против травли», фонд «Журавлик», информационный эстонский проект (с переводом на русский) «Будь храбрым», специализированная служба поддержки Фейсбука, и даже одиозный «Герда-бот», позволяющий родителям отслеживать поведение детей в интернете.
Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку. При малейших признаках буллинга бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации, основы которых лежат в комплексном сотрудничестве всех специалистов, работающих с ребенком. Только вместе можно остановить эту проблему!

2020