НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коновалова Н. Н. Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Актуальность проекта:
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Задачи проекта:
- Сформировать первичные экономические понятия.
- Дать детям элементарные представления о правильном отношении к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
- Сформировать умение детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (магазине, банке и т. д.).
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал и техническое оборудование: презентация «История денег», диск с записью мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», ноутбук, интерактивная доска, текст произведений К. И Чуковского «Муха – Цокотуха», С. Михалкова «Как старик корову продавал», русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», английской сказки «Три поросенка» с иллюстрациями, атрибуты для рисования: раскраски с изображением картинок по финансовой грамотности, акварельные краски, цветные карандаши, кисти, влажные салфетки, клеенки, цветные мелки, цветные карандаши, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин (продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.), «Рекламное агентство» (различные рекламные материалы (брошюры, плакаты, наклейки, записные книжки, ручки, книги, игрушки и т.д.)), «Банк» («банкомат», «аппарат для талонов», игрушечные деньги, карточки, картинки с деньгами разного номинала, картинки с профессиями «охранник», «инкассатор».), атрибуты для дидактической игры «Азбука финансов» (карточки с изображением предметов (посуда, игрушки, одежда, машина, животное, растения, дом, фрукты), атрибуты для дидактической игры «Угадай, где продаются» (картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.), атрибуты для дидактической игры «Что подарить другу, когда нет денег?» (карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета), атрибуты для дидактической игры «Кто трудится, кто играет» (набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.), картинки с предметами, кошелек с шоколадными монетками.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, срок реализации 1 месяц.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный
Продукт проектной деятельности: пополнение предметно – развивающей среды новыми атрибутами для сюжетно – ролевых игр.
Предполагаемый результат проекта: Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Возможность использования данного проекта в деятельности других педагогов:
Я считаю возможным использование данной практики в деятельности других педагогов т.к. методическая разработка актуальна.
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный:
1)       Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
2)       Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
3)       Анализ предметно - развивающей среды по теме.
II этап – Практический:
1)       Беседа «Азбука финансов». Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
2)       Просмотр презентации «История денег». Цель: Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.
3)       Игра — беседа на тему: «Что такое экономика». Цель: Дать понятие категории экономика, как науки о домашнем хозяйстве. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
4)       Ситуативные беседы с детьми на тему «Кем работаю мои родители». Цель: Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
5)       Чтение произведений К. И Чуковского «Муха – Цокотуха», С. Михалкова «Как старик корову продавал», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», английская сказка «Три поросенка». Цель: Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов.
6)       Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title )
Цель: раскрыть определённые понятия: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя.
7)       Совместная работа детей и родителей «Копилка своими руками». Цель: способствовать совместной работе родителей и детей: изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги.
8)       Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?» Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.
9)       Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок).
10)   Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: знакомить с умением устанавливать собственную цену, стараясь продать «товар» по собственной цене.
11)   Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агенство». Цель: дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность.
12)   Сюжетно-ролевая игра «Банк». Цель: Формировать знания о работниках банка: кассир, специалист отдела. Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью. Показать значимость данного труда для людей.
13)   Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. Цель: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.
14)   Дидактическая игра «Азбука финансов». Цель: формирование первичных экономических понятий: расход, доход, деньги.
15)   Дидактическая игра «Моя мечта». Цель: формировать элементарные понятия о рациональном использовании денег.
16)   Дидактическая игра «Угадай, где продаются». Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
17)   Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет». Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
18)   Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Цель: рассмотреть вопросы финансового воспитания в семье, определить направления воспитания на разных возрастных этапах развития ребенка.
19)   Взаимодействие с родителями: предложить экскурсию с ребенком в магазин. Цель: разъяснить понятия продавец, покупатель, товар, ценник, денежные знаки. Использовать приобретенные знания на личном опыте. Развивать коммуникативные умения.
20)   Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Цель: дать родителям рекомендации по ознакомлению ребенка с финансовой грамотностью, деньгами, как научить ребенка планировать свои финансы и бережно относиться к деньгам.
21)   Практическое задание для родителей: изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр (кошельки, визитницы, банковские карты). Цель: пополнение предметно – развивающей среды.
22)   Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату. Цель: Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. Способствовать осознанию взаимосвязи понятий «труд -продукт - деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.
III этап – Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: "Путешествие с монеткой по стране «Финансы». Цель: Подвести итоги работы, проанализировать результаты.
Итог проекта:
1)        Дети разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом.
2)        Дети знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
3)        Дети понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам.
4)        Дети освоили начальные навыки обращения с деньгами, осознали необходимость грамотно и бережливо относиться к ним.
5)        Дети научились принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.


2021