НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ванеева Л.И. Комплексный подход к обеспечению пожарной безопасности в ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Вопросам обеспечения пожарной безопасности в зданиях образовательных организаций всегда уделялось повышенное внимание, т.к. пожар может нанести не только материальный ущерб в случае повреждения зданий, но и унести жизни как взрослых, так и детей, которые на момент возникновения пожара могут находиться в здании. Так, по официальным сведениям, за 6 месяцев 2022 года на территории РФ в зданиях образовательных организаций произошло 162 пожара, на которых, к счастью, не было зарегистрировано погибших, но 6 человек получили травмы. Причинами возникновения пожаров стали: а) аварийный режим работы электрических сетей и оборудования (109 пожаров); б) неосторожное обращение с огнем (37 пожаров), в том числе: неосторожность при курении (10 пожаров), детская шалость (6 пожаров); в) поджог (8 пожаров); г) иные причины (8 пожаров). На территории Чувашской Республики за тот же период пожары в зданиях образовательных организаций не зарегистрированы [1]. Тем не менее, всегда следует быть бдительными: лучше предупредить, чем потом расхлебывать последствия. Ведь выполнение и соблюдение требований пожарной безопасности в дошкольных организациях является залогом спокойствия и родителей, и сотрудников. На законодательном уровне закреплено, что ответственность за безопасность работы любых организаций, включая и пожарную безопасность, всегда несут руководители этих организаций. В связи с этим, следует обратиться к рассмотрению тех моментов, на которые должны обращать внимание заведующие детскими садами в целях обеспечения пожарной безопасности в здании.

Прежде всего, заведующие должны руководствоваться федеральными нормативно-правовыми и законодательными документами, которые регламентируют действия руководителя в целях обеспечения пожарной безопасности в дошкольной организации. Перечень этих документов опубликован на сайте любого детского сада. В частности, на сайте нашей ДОО на баннере «Пожарная безопасность» имеются все ссылки на необходимые документы, например: 1) Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24.10.2022 г.); 2) СП 1.13130 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. Приказом МЧС России №194 от 19.03.2020 г.); 3) Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (утв. Постановлением Правительства РФ №1464 от 01.09.2021 г.) и др. На основании этих документов, каждая образовательная организация разрабатывает собственные нормативные документы с учетом специфики деятельности, перечень которых также доступен для ознакомления на сайтах детских садов. Например, на сайте нашей ДОО приводится следующий перечень документов: а) приказ о противопожарном режиме в ОУ; б) инструкция о мерах пожарной безопасности; в) инструкции о порядке действий персонала в случае возникновения пожара и по эвакуации людей при пожаре и др.

Деятельность заведующих детскими садами по обеспечению пожарной безопасности должна носить комплексный характер, что подразумевает включение в этот процесс всех сотрудников дошкольной организации, а также просвещение родителей и работу с детьми по профилактике пожаров.

Так, в системе пожарно-профилактических мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, важное место занимает вопрос повышения качества организации практических противопожарных тренировок по действиям персонала и воспитанников детских садов при возникновении пожара. Обязанность по проведению своевременной и организованной эвакуации и принятие мер к тушению пожара в начальной стадии ложится на сотрудников детского сада, а так как они не профессионалы в этом вопросе, их следует обучать. В частности, 01 ноября 2022 года в нашем детском саду прошли плановые учебные мероприятия МЧС, в ходе которых была организована эвакуация детей и персонала, отработаны навыки оказания первой помощи и другие действия. Сотрудники МЧС слаженно и профессионально выполнили свою работу, объяснили некоторые моменты администрации и персоналу детского сада. Воспитанники также приняли участие в данных учениях, многие из которых, глядя на мужественных пожарных, захотели в будущем связать свою жизнь с этой профессией. Кроме того, мчсовцы продемонстрировали ребятам свое оборудование, специнструменты, еще раз напомнили важные правила по пожарной безопасности. От себя напомним, что понимается под термином «эвакуация». В.Б. Рондырев-Ильинский приводит следующее определение: это процесс организованного самостоятельного движения людей наружу или в безопасную зону из помещения, где есть риск воздействия на людей опасных очагов пожара [2]. Отсюда вытекает необходимость создания в каждом детском саду условий для беспрепятственного движения людей при эвакуации из горящего здания. При этом, как указывает В.Б. Рондырев-Ильинский, не все выходы из зданий считаются эвакуационными. Таковыми являются выходы, которые ведут: а) из подвалов и цокольных этажей наружу; б) из помещения первого этажа наружу или через вестибюль, коридор, лестничную клетку; в) из помещений любого этажа, кроме первого, в коридор, лестничную клетку [2]. Информация об этих выходах указывается специальными обозначениями и на плане эвакуации.

Работа с родителями по пожарной безопасности подразумевает проведение мероприятий просветительского характера. Так, на сайте нашей ДОО они могут ознакомиться с инструкцией «Как вести себя при пожаре в массовых местах». Родители могут самостоятельно с детьми дома провести беседы по действиям в случае пожара, тексты которых также опубликованы на сайте под грифом «А что, если…». Кроме того, все родители имеют доступ к информационным стендам в детском саду, которые касаются вопросов обеспечения пожарной безопасности.

Не стоит забывать также о профилактических мероприятиях с детьми, которые наиболее уязвимы в ситуациях пожара в здании детского сада. Так, педагоги нашей ДОО проводят периодически беседы с дошкольниками по темам «С огнем не шути», «Действия при возникновении пожара», «Что такое огонь?» и др., организуют сюжетно-ролевые игры «Загорелся кошкин дом», «Пожарные – спасатели» и др., дидактические игры «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Пожароопасные предметы», «Правила поведения при пожаре» и др. В каждой группе детского сада имеются плакаты, иллюстрации по тематике соблюдения пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что во всех детских садах сейчас установлены современные системы автоматических пожарных сигнализаций и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях. Однако, никакие технические новшества не смогут заменить слаженность работы всех сотрудников дошкольных организаций под руководством заведующих по организации эвакуации и принятию мер по тушению пожара в начальной его стадии до прибытия профессиональных подразделений пожарной охраны.

Список литературы

1. Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fireman.club/2. Рондырев-Ильинский, В.Б. Методика обучения студентов педагогических специальностей к проведению практических тренировок по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера / В.Б. Рондырев-Ильинский // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2016. – № 1. – С. 141–146.
2022