Талызина Е. Н., Мурай М. Ю., Бобкова О. А., Сорокина Л. С., Пшеничнова И. А. Конспект НОД по развитию речи во 2-й младшей группе на тему «Путешествие по сказке «Теремок»
Цель: Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время драматизации русской народной сказки «Теремок». Задачи по образовательным областям: Художественно-эстетическое развитие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей. Физическое развитие: умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки. Социально-коммуникативное развитие: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи. Речевое развитие: ввести в активный словарь имена прилагательные: русская, народная, юркая, зелёная, пушистый, хитрая, рыжая, косолапый; имена существительные: каска, топор, пила, пассатижи, дрель, молоток. Познавательное развитие: обогатить представления детей о диких животных. Предварительная работа: чтение сказки « Теремок», рассматривание персонажей- игрушек, иллюстраций к сказке. Оборудование и материалы: презентация «Загадки»,маски персонажей сказки (лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь), подборка музыкальных произведений, декорация « теремок». Ход занятия: -Здравствуйте, ребята! Я – сказочница! У меня для вас загадка. - Что за домик на опушке Дал приют лисе, лягушке? Зайке, волку и мышке – норушке? Из трубы идёт дымок Этот домик… Дети: Теремок! - Хотите отправиться в сказочное путешествие? Дети: Да (звучит волшебная музыка) - Давайте закроем глазки…. 1, 2, 3, в сказку попади! Открывайте глазки! -Эта сказка не простая, а русская народная, т.е. её сочинил русский народ. - Ребята, а что такое теремок? Дети: Деревянный домик. - Правильно, это такой маленький нарядный домик. - Кто же первый увидел теремок? (слайд №1 « картинка мышки», на которой открыты только ушки и хвостик.) Дети: Мышка – норушка! - Правильно, молодцы!( открывает полностью картинку) А мышка какая? Дети: Маленькая, серая. -Кто хочет быть мышкой? -Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, постучала и спрашивает: Ребёнок (мышка): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? - Никто не отозвался. И стала мышка – норушка жить в теремке. - Ребята, отгадайте, кто следующий нашёл теремок? ( слайд№2 аудиозапись «кваканье лягушки» ) Дети: Лягушка-квакушка! -Верно! Кто хочет побыть лягушкой? -А лягушка у нас какая? Дети: Зелёная, мокрая. - Хотите поиграть с лягушкой? Артикуляционная игра «Лягушка»: Лягушка-попрыгушка, глазки на макушке, (прикладываем ладони к макушке, имитируя глаза) И все ее слова – это «Ква» и «Ква» ( повторяем этот звук несколько раз) И щечки надувает ( надуваем щеки) и ротик разевает ( открываем и закрываем рот) Чтоб комарики и мушки попадали в рот к квакушке. (имитируем писк комара). - Скачет лягушка – квакушка. Увидела теремок, постучала и спрашивает: Ребёнок (лягушка): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? Ребёнок (мышка): Я – мышка – норушка. А ты кто? Ребёнок (лягушка): А я – лягушка – квакушка! Ребёнок (мышка): Иди ко мне жить! - И стали они вдвоём жить. - Ребята, а кто следующий пришёл к теремку? (слайд №3 пазлы «Зайчик») Дети: Зайчик – побегайчик! - Правильно! А зайчик какой? (пушистый, быстрый) -Кто хочет побыть зайчиком? -Прыгает зайчик. Увидел теремок и спрашивает: Ребёнок (зайчик): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? Ребёнок (мышка): Я – мышка - норушка! Ребёнок (лягушка): Я – лягушка – квакушка! А ты кто? Ребёнок (зайчик): А я- зайчик – побегайчик! Все: Иди к нам жить! - И стали они втроём жить. - Ребята, а кто ещё увидел теремок? ( игра «Волшебный мешочек», из мешочка ребенок достает фигурку лисы) Дети: Лисичка – сестричка! (слайд №4 «Лиса») - А лисичка какая, ребята? (рыжая, хитрая, пушистая) -Кто хочет быть лисичкой? -Идёт лисичка – сестричка, постучала в теремок и спрашивает: Ребёнок (лисичка): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? Ребёнок (мышка): Я – мышка – норушка! Ребёнок (лягушка): Я – лягущка – квакушка! Ребёнок (зайчик): Я – зайчик – побегайчик! А ты кто? Ребёнок (лисичка): А я – лисичка – сестричка! Все: Иди к нам жить! - И стали они вчетвером жить. -Кто же пришёл к теремочку после лисы? Кто зимой холодной В лесу бродит злой и голодный? Дети: Волк! (слайд №5 «Волк») А волк какой? (злой, голодный, зубастый) - Кто будет волком? Ребёнок (волк): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? Ребёнок (мышка): Я – мышка – норушка! Ребёнок (лягушка): Я – лягушка – квакушка! Ребёнок (зайчик): Я – зайчик – побегайчик! Ребёнок (лисичка): Я – лисичка – сестричка! А ты кто? Ребёнок (волк): А я волчок – серый бочок! Все: Иди к нам жить! - И стали они впятером жить. - Ребята, а волк в этой сказке злой? Дети: Нет. - Почему? Дети: Он никого не съел и жил дружно с другими зверятами. А вы дружно живёте? -Угадайте, кто ещё пришёл к теремочку? Косолапыйи большой Спит в берлоге он зимой. Дети: Медведь! (слайд «Медведь») -А медведь какой ( косолапый, большой и сильный ) -Кто будет медведем? Подвижная игра «У медведя во бору». - Идёт медведь. Подошёл к теремочку, постучался и спрашивает: Ребёнок (медведь): Терем – теремок! Кто в тереме живёт? Ребёнок (мышка): Я – мышка – норушка! Ребёнок (лягушка): Я – лягушка – квакушка! Ребёнок ( зайчик): Я – зайчик – побегайчик! Ребёнок (лисичка): Я – лисичка – сестричка! Ребёнок (волк): Я – волчок – серый бочок! А ты кто? Ребёнок (медведь): А я медведь косолапый. Все: Иди к нам жить! -И что же было дальше? Медведь, наверное, стал дружно жить со всеми зверями? Дети: Нет! Он сломал теремок! -Зверята, что же нам делать? Теремок сломался! -Давайте вместе построим новый теремок! Но для этого что нам нужно? Дети: Инструменты! - Вы поможете найти нужные инструменты? (дети находят нужные инструменты: пила, молоток, дрель, пассатижи, каска, топор). - А теперь давайте строить новый теремок! Строим дом, дом большой И с крылечком и с трубой! -Давайте зажжём свет в домике! (дети сжимают и разжимают пальчики) -Вот и построили мы теремок лучше прежнего. Будем в нём жить – поживать и добра наживать! - Спасибо вам, ребята, что помогли мне вспомнить и рассказать сказку. - А теперь закрываем глазки. 1,2,3... Открываем глазки! - Вот мы и вернулись из сказки в детский сад! 3. Рефлексия. - Путешествие было интересным? - В какую сказку мы совершили путешествие? Кто из персонажей сказки вам особенно запомнился? Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Мишка из сказки теремок. У него письмо для вас! Давайте посмотрим, что же в нём? (открывает конверт) - А там раскраски для ребят! Давайте поблагодарим Мишку. Дети: Спасибо!