НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Папушина Е.А. АВА-терапия. Использования в коррекционной работе с детьми с РАС

Библиографическое описание:
Папушина Е.А. АВА-терапия. Использования в коррекционной работе с детьми с РАС // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

«Мне нравилась АВА, потому что она использует метод поощрения вместо метода наказания. Современная АВА, во всяком случае. Мне самой гораздо легче что-то делать, когда у меня есть на это стимул — и иногда, во взрослом возрасте, я стала придумывать для себя эти стимулы сама. Например, я решила, что буду смотреть фильм, который давно планировала посмотреть только после того, как я закончу статью, или, что я куплю себе коллекционную фигурку после того, как наконец закончу ответственный разговор, на который я никак не могла решиться. В детстве родители часто просили меня сделать что-то просто потому, что они так хотят, просили делать то, в чем я не видела смысла, не предлагая мне ничего взамен, не обосновывая свою просьбу. Думаю, в подобных случаях метод поощрения хорошо подошел бы...» (воспоминания из детства ребёнка с РАС).

ABA-терапия (прикладной анализ поведения) является одним из подходов решения задач по адаптации ребенка с РАС к социуму. Это интенсивная обучающая программа. Идея метода - социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам, особенно, "социальным поведенческим". Например, у ребенка дошкольного возраста устанавливать зрительный контакт, имитировать основные движения, действия с предметами, мелкие и точные движения, выполнять единичные команды, узнавать знакомых людей, указывать на желаемые предметы и т.д., в зависимости от АВА программы.

Поведение, соответствующее каждому навыку, разбивается на блоки – как правило, отдельные действия, выполнение которого отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний, а отработанные действия соединяются в цепь, и, таким образом, формируется определенный навык. Так же с помощью этой системы последовательно устраняется либо уменьшается "нежелательное поведение" (стереотипии, агрессия и пр.). Одно из главных условий метода - занятия по отработке навыков должны быть интенсивными. АВА-терапию нельзя использовать как универсальный и единственный метод помощи детям с аутизмом. Однако, отдельные приемы АВА-терапии целесообразно использовать для выработки конкретных навыков (например, чтобы приучить ребенка сидеть за столом во время еды, пользоваться горшком, выполнять режим дня).

На что нужно обратить внимание, выбирая АВА-терапию

Результаты, которые дает АВА-терапия - отработка навыков, важнейших компонентов воспитания и аутичного, и обычного ребенка. Отработка недостаточна для развития аутичного ребенка (эмоционального, интеллектуального, коммуникативного, речевого). Формирование навыков (самообслуживания, социальных, учебных) является составной частью всех существующих подходов к коррекции аутизма., но, в действительности, долгое время уже известны и применяются в педагогике: составление наглядных расписаний, поощрение за хорошо и правильно выполненное действие и т.п. Развитие ребенка предполагает не только и не столько количественные, сколько качественные изменения. Накопление количества отработанных навыков автоматически не означает, что ребенок развивается, а сам процесс отработки навыков не “запускает” и не “стимулирует” детское развитие. Но чем же заниматься с аутичным ребенком дошкольного возраста, чтобы получить "положительную динамику развития"? Ответ прост - играть!

АВА-терапия исключает самое важное для развития ребенка занятие – игру.

Игра важна для психического развития дошкольника, именно благодаря игре происходят главные изменения в психике и личности ребенка. Игра провоцирует развитие подражания, в том числе, речевого, стимулируя, развитие речи. Разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы "все кончилось хорошо", ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. Вопрос состоит только в том, как вовлечь в игру ребенка с аутизмом, ведь это не обычный ребенок, который охотно идет на взаимодействие и может включиться в сюжет, предложенный взрослым.

АВА-терапию ориентирована только на обучение навыкам, требуя от аутичного ребенка произвольного внимания и поведения, которого у него почти нет. Ребенок дошкольного возраста не должен постоянно, часами находиться в обучающей ситуации не только потому, что в ней он не получает того, что дает игра, но и потому, что в силу возраста и аутизма он не обладает достаточным "ресурсом" произвольности. Невероятно ловкий и сообразительный в русле своих пристрастий, в поиске определенных сенсорных, аффективных ощущений, ребенок с РАС становится совершенно беспомощным, когда надо действовать по инструкции. Этот факт необходимо учитывать и максимально ориентироваться на возможности непроизвольного внимания, непроизвольного подражания, непроизвольного восприятия и запоминания. Очевидный плюс состоит в том, что все эти "непроизвольные" возможности у аутичного ребенка даже больше, чем у обычного.

Ребенок с РАС, тренируясь по АВА-программе, начинает выполнять просьбы ("Посмотри на меня", "Дай руку", и др.) - результат впечатляет родителей. Ошибка заключается в том, что понимание отождествляется с выполнением инструкции. Но сможет ли аутичный ребенок в результате АВА-обучения самостоятельно "выдать то, что требуется", в нужное время и в нужном месте? Сможет ли он выполнять простые задания, если они не отработаны с АВА-тренером? Вряд ли. Что отработали – то и получили, а остальное - тоже надо "отрабатывать".

Занятия по АВА-программе не могут сочетаться с другими занятиями, необходимыми ребенку с аутизмом. Во-первых, интенсивный вариант АВА-терапии просто не оставит времени и сил ни на что другое. Во-вторых, другие занятия могут усиливать психическую активность ребенка, могут помочь ребенку осознавать, чего он хочет, и чего не хочет, делая его желания и "нежелания" более стойкими. Это очень затруднит работу по АВА-программе, создавая у ребенка новые "нежелательные поведения". В итоге ни АВА, ни другие занятия не принесут желаемого результата.

Необходимость устранения некоторых видов разрушительного, опасного поведения аутичного ребенка все-таки есть, когда поведение ребенка опасно для него или для окружающих людей (выбегает на проезжую часть, пытается схватить горячий чайник, кусается, дерется, бьется головой). В этих случаях использовать приемы АВА-подхода уместно.

Другой пример: ребенок спит в детской комнате, но каждую ночь просыпается и идет к спальне родителей, стучит в дверь, плачет и кричит, пока его не впустят и не возьмут в кровать. Что предложит АВА-терапевт? Игнорировать это поведение, не разобравшись, почему ребенок так себя ведет, ведь с позиций АВА, важно то, что он настаивал на своем, не учитывая интересы родителей. АВА-аналитики предлагают нежелательное поведение проанализировать, чтобы понять, какую выгоду ребенок хочет получить. В данном случае понять это несложно (согреться и успокоиться под боком у мамы). Сложнее понять, почему подобное поведение надо игнорировать. Ведь "гашение" такого поведения наверняка отразится на формировании детско-родительской привязанности и на эмоциональном развитии ребенка. Хотя, понятия "эмоциональное развитие" и "привязанность" – за рамками классического бихевиоризма, на котором базируется АВА-терапия.

Кроме того, любое, даже самое "патологическое", странное поведение при аутостимуляции ребенка с РАС, имеет определенный смысл. Это поведение направленно на получение определенных сенсорных, аффективных ощущений, и обладает оно важными приспособительными смыслами. Это возможность "порадовать себя", поднять свой тонус, т.е. возможность саморегуляции психического тонуса в условиях ограниченного общения, недостаточного контакта со средой. То есть, аутостимуляция – это витально значимое для аутичного ребенка поведение, это его "образ жизни".

Продуктивно подключаться к аутостимуляции, придавая ей игровой смысл (к тем видам, которые можно обыграть), создавая ситуации игрового взаимодействия. Например, ряды из машинок, кубиков или карандашей, которые выстраивает ребенок, назвать "поездом", рассуждать о том, кто и куда на этом поезде поедет, попробовать "посадить пассажиров". Или, сидя рядом с ребенком на диване, раскачиваться, как и он, напевая в такт: "Мы едем-едем-едем в далекие края", трансформируя постепенно аутостимуляцию в игровую ситуацию, основанную уже на взаимодействии со взрослым. Присоединение к аутостимуляции – прекрасный способ наладить контакт с аутичным ребенком. Справиться с аутостимуляцией можно постепенно, частично преобразуя ее в игру, и, главное, последовательно "выращивая" у аутичного ребенка иные механизмы саморегуляции, основанные на взаимодействии, близости с другим человеком, эмоциональной привязанности.

С легкими формами аутизма (детей с синдромом Аспергера, детей с 3-й и 4-й формами синдрома по классификации О.С.Никольской) АВА-терапия предельно ограничивает возможности развития детей любого возраста. Психика детей младшего возраста обладает пластичностью, ресурсом для преобразований, и нельзя строить работу с дошкольником-аутистом, не учитывая возможности его непроизвольного внимания и почти полное отсутствие внимания произвольного. Дети с более благоприятными формами синдрома в подобном подходе тем более не нуждаются. Каждый из них может быть подготовлен к инклюзии в массовую школу, и впоследствии – к адаптации в обычной жизни без тех специальных "подпорок", которые дает АВА-терапия (карточки PECS, зрительные расписания и пр.).

АВА-терапия использует методику PECS для отработки навыков коммуникации у дошкольников, что препятствует появлению и развитию речи. Не стоит полагаться на АВА-терапию в случае отсутствия речи или серьезной задержки речевого развития у ребенка с аутизмом. Речевое общение и коммуникация с помощью пиктограмм задействуют совершенно разные мозговые структуры. Если аутичный ребенок научился выражать свои простые желания с помощью набора карточек, зачем ему пользоваться речью? Кроме того, критерием аутизма, как известно, является стереотипность поведения, поэтому "переучить с карточек на слова" ребенка, приученного только к карточкам, практически невозможно.

Тем не менее, прикладной анализ поведения прогрессирует как технология и предлагает некоторые эффективные приемы работы, в том числе и в отработке навыков речевой коммуникации - можно использовать невербальную просьбу ребенка, т.е. его собственную мотивацию, чтобы отработать речевое выражение, "озвучивание" просьбы.

Известная проблема АВА-терапии – отсутствие генерализации отработанного навыка, то есть переноса его в другие условия, в другую ситуацию. Навыки, отработанные только с помощью АВА-программы, чаще всего не переносятся в другую ситуацию, что говорит об их механическом, неосмысленном усвоении (например, ребенок, приученный самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду в детском саду, не делает этого дома; или – пользуется туалетом и чистит зубы дома, но категорически не делает этого на даче). Кроме того, навык, отработанный АВА-тренером, может не воспроизводиться при маме, ей нужно закреплять пройденный материал еще не раз самой, "отрабатывая" его с ребенком.

Обучение аутичного ребенка может быть осмысленным и удачным, если соблюдается принцип "от целого - к части" или "от общего - к частному". Так, при обучении чтению сначала осваивается "глобальное чтение" нескольких слов, из которых составляются простые фразы, связанные с жизнью ребенка. Таким образом, ребенок получает представление о смысле чтения, о том, для чего оно предназначено. После этого легко перейти к чтению по слогам, чтобы ребенок получил представление о "составных частях" слов, и мог читать любые тексты. У детей, обученных чтению подобным образом, никогда не возникает характерная для аутизма проблема неосмысленного, "механического" чтения, когда ребенок не может пересказать даже одной прочитанной им фразы.

Поскольку все предпосылки интеллектуального развития у аутичного ребенка сохранны, всегда можно найти способ "донести" до него смысл использования того навыка, который пригодится ему в жизни. Иногда сделать это совсем просто, иногда приходится проявить изобретательность. Наиболее естественное обучение навыкам происходит в домашнем воспитании, когда родители прикладывают специальные усилия к тому, чтобы проговорить, прокомментировать для ребенка, проиграть вместе с ним житейские события, то есть организовать общую жизнь, переживая и осмысливая ее вместе с ребенком. Если навык усвоен осмысленно, проблема его генерализации, переноса в другие условия, просто не возникает.

Роль положительных и отрицательных "подкреплений" и в жизни, и в воспитании детей важна. Но это лишь один из многих способов воздействия на поведение ребенка, изменения его в лучшую сторону. Несмотря на то, что обучающие ситуации в АВА-программах детально проработаны, а система подкреплений тщательно продумана, суть подхода от этого не меняется. АВА-терапия закрепляет присущую аутичному ребенку стереотипность поведения.

Тем не менее, АВА-терапия признает, что у любого поведения есть причина. Очень часто родители отказываются замечать, что в действиях их детей есть логическая причина. И еще реже они могут эту причину понять. Поведение не бывает спонтанным, и родители должны анализировать поведение своих детей.

Нельзя дать однозначный ответ нашим родителям аутичных детей - прекратить занятия или продолжать водить своих детей на "терапии", если им кажется, что найден грамотный специалист, что есть положительный эффект. Только надо быть осторожнее и следить, чтобы их дети не подвергались психологическому насилию, отделять свои представления об идеальном ребенке от того, что на самом деле надо их ребенку, не переделывая его личность, не предъявляя ему ненужных требований. Также необходимо обсудить с терапевтом, каким именно навыкам ребенка надо обучать, а каким - нет, и какие методы нельзя использовать в обучении.

Библиографический список

1. Никольская О.С., Аршатская О.С., Аршатский А. В., Веленина М.Ю., Костин И.А., Либлинг М.М., Баенская Е.Р. Дети и подростки саутизмом: Психологическое сопровождение. — М.: Теровипф, 2011.— 224 с.— (Особый ребенок).

2. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА-терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. — М.: Рама Паблишинг, 2023.— 240 с.

3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. — М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).
2023