Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бовина М.А. Формирование УУД на уроках русского языка (на примере урока «Грамматическая основа предложения. Подлежащее» в 5 классе)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.
Рассмотрим формирование УУД на примере урока русского языка «Грамматическая основа предложения. Подлежащее» в 5 классе.
Цель: актуализация знаний обучающихся по теме «Главные члены предложения».
Задачи
Когнитивные:
Формировать умение находить подлежащее в тексте, определять способ его выражения.
Операциональные:
Уметь использовать алгоритм действий при определении подлежащего в предложении.
Аксиологические:
Создавать связь содержания учебного занятия с жизненным опытом воспитанников.
УУД
Личностные:
Накопление смыслов, оценок, отношений, положительных поведенческих стереотипов.
Регулятивные:
Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт, сотрудничать в совместном решении задач.
Коммуникативные:
Обучающиеся учатся использовать различные способы выражения подлежащего при построении устных и письменных высказываний;
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания.
Планируемые результаты
Предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.
Личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.
Метапредметные: владение говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент
Приветствие преподавателя, доклад командира класса, оформление тетрадей согласно орфографическому режиму.
Тема урока, целеполагание.
Перед вами слова из стихотворения А.С. Пушкина.
Роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей.
Что записано на доске? Докажите.
Итак, перед нами предложение.
А вот одному ученику было предложено следующее задание: выписать из нашего предложения словосочетания. И вот что у него получилось.
Роща отряхает;
Последние листы;
С нагих ветвей;
Своих ветвей.
Допустил ли он ошибки? Грамматическая основа не является словосочетанием. И уж если мы заговорили с вами о грамматической основе предложения, то как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Итак, тема урока «Главные члены предложения. Подлежащее».
Что же мы должны с вами вспомнить и чему научиться?
Вспомним, что такое подлежащее.
Научимся находить его в предложении.
Узнаем способы выражения подлежащего.
Повторение изученного по теме «Предложение»
Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил.
Перед вами небольшие листы, в которых проставлены цифры от 1 до 5. Я читаю утверждение по теме «Предложение», а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, -, если неверно.
1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически. Для предложения характерна интонация конца предложения.
2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика. (Правильный ответ – синтаксис).
3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные (Правильный ответ – повествовательные, вопросительные, побудительные).
4. По эмоциональной окраске, по интонации предложения бывают восклицательные и повествовательные. (Правильный ответ – восклицательные и невосклицательные).
5. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
1 2 3 4 5
+ - - - +
Сколько правильных утверждений вы услышали?
Объясните, в чем ошибочность суждения?
Изучение нового материала
Работа с теоретическим материалом учебника.
Параграф 32, стр. 66.
Закрепление материала
Запись предложений под диктовку. Определить подлежащее и сказуемое. Определить, какой частью речи выражено подлежащее, в каком падеже оно стоит.
Бьется в тесной печурке огонь. Я сегодня до зари встану. Идет солдат по городу. Ехал я из Берлина по дороге прямой. В далекий край товарищ улетает. После боя сердце просит музыки вдвойне! Победа у наших стоит дверей.
Расскажите, как мы находим подлежащее. Как оно связано со сказуемым?
Рассуждаем так: чтобы найти подлежащее в предложении Бьется в тесной печурке огонь, задаем вопросы: каков предмет речи? О чем говорится в предложении: Об огне. Какое слово отвечает на вопрос что? Огонь. Значит, это подлежащее.
Физкультминутка
Чтение слов. Если И.П, обучающиеся потягиваются. Если нет, остаются в том же положении.
Артиллерии, марш, танков, капитана, торпеда, разведчиком, гвардия, истребитель, дивизию, стрелка, сапер, батарея, мундир, честь, Отечество.
Закрепление
Подлежащее может быть выражено не только одним словом (существительным или местоимением, но и сочетанием слов).
Жить-Родине служить.
Мать с сыном поедут в горы. (Мать с сыном поедет в горы).
Тридцать кораблей вышло в море.
Пятью пять – двадцать пять.
Входная диагностика понимания темы (при условии нехватки времени возможно перенесение на следующий урок).
Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое (вариант для слабых и сильных учеников)
И свистит, и бормочет весна. По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна. Под плотным снегом отдыхает луг. Шумят деревья. Мы идем в поход. Мы с друзьями готовимся к каникулам. Жили-были старик со старухой. Дважды два – четыре.
Мы с родителями уезжаем на море. Листья пожелтелые по ветру летят. И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Двадцать семь самолетов поднялись в небо. Любить – это прекрасно. Кадеты победили в спортивных соревнованиях. Кошка и котята греются на солнце. Кругом пестреет лес зеленый.
Самоподготовка
Параграф 32, теория, стр. 66
Упражнение 158, стр. 66
Составить предложения, чтобы данные сочетания слов и слова были подлежащими.
Четырнадцать самолетов, Родители с детьми, Трудиться, Мы с братом, Шестью шесть.
Рефлексия
Что мы сегодня изучали на уроке?
Для чего мы изучали подлежащее?
Что показалось самым сложным?
Что осталось непонятым?
2018