Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Буслаев Р. О. Актуальные вопросы вовлечения родителей во внеурочную деятельность в условиях суворовского военного училища

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» указано, что право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, – одно из основополагающих прав родителей. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Содержание сотрудничества суворовского военного училища с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в училище.
Традиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников направлены скорее на прямое, одностороннее воздействие на родителей, чем на партнерские отношения с ними. Поэтому важно уделять внимание тем формам, которые побуждают родителей и педагогов к действительному взаимодействию при решении проблем воспитания детей.
Традиционно все формы взаимодействия разделяют на индивидуальные, групповые и коллективные. Критерием данной классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с педагогическим коллективом.
В центре более пристального внимания воспитателей суворовского военного училища находится одно из направлений – участие родителей во внеурочной деятельности взвода (роты).
Перечислим основные шаги по включению родителей в совместную внеурочную деятельность на младших курсах:
1.       Изучение запросов родителей (опрос, анкетирование);
2.       Разработка тематических блоков взаимодействия (например, почему возникают межличностные конфликты во взводе?);
3.       Использование разнообразных форм работы с родителями (внеклассные мероприятия, дистанционные формы – социальные мессенджеры и др.).
В условиях суворовского военного училища формы вовлечения родителей во внеурочную деятельность можно разбить на три ключевых группы: совместная познавательная деятельность, совместная трудовая деятельность, совместная досуговая деятельность.
Актуальной формой взаимодействия семьи и училища становится организация и проведение совместных внеклассных мероприятий. Большую роль в этой работе играет родительский комитет взвода. Родители разрабатывают КТД, пишут сценарии классно-семейных праздников, КВНов, спортивных и музыкальных конкурсов, а затем организуют их проведение. Интересны классные часы, которые проводят родители, рассказывающие о профессиях родителей класса. Многие родители представители того или иного ведомства Министерства обороны РФ. Данные встречи несут профориентационный характер. Младшие подростки видят своих родителей с другой стороны, лучше узнают их. Многолетний опыт воспитания показывает, что даже единичные коллективные дела класса совместно с родителями дают большой воспитательный эффект.
Активное участие родительского коллектива класса в училищной жизни вызывает у него чувство ответственности за все, что в ней происходит.
Из дистанционных форм работы с родителями особо хочется выделить переписку с родителями через социальные мессенджеры и LMS дневник. Оперативность в информировании родителей об успехах и проблемах их детей, возможность передавать фото и видео сообщения, поддерживать позитивный климат в родительском коллективе – несомненное преимущество данной формы работы. Удобно делать извещения о предстоящих событиях, посылать объявления, поздравления, можно давать советы и пожелания в воспитании детей. При данной форме коммуникации главное доброжелательность и тактичность.
Информирование родителей – эффективный способ вовлечения родителей во внеурочную деятельность обучающихся. Как уже отмечалось, информирование может быть проведено различными способами (объявление на родительском собрании, в группе взвода в социальной сети, через LMS дневник обучающегося, сайт учебного заведения и т.д.).
Приведем несколько примеров:
Прямые репортажи с места событий. Во время мероприятий делаются фотографии и тут же отправляются в группу взвода с комментариями. Так, например, в сентябре во время «Веселых стартов» родителям были отправлены фотографии с места события. Родители переживали за детей и поддерживали их.
В ноябре проходил конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором приняли участие семьи обучающихся. По понятным причинам (территориальная удаленность училища) пригласить многие семьи мы не имели возможности, но благодаря группе, все родители класса стали активными болельщиками этих увлекательных соревнований. Более 10 семей следили за происходящим в режиме он-лайн и поддерживали нашу команду. Таким образом, можно сказать, что в данном мероприятии принимала участие не одна семья, а весь взвод. Подобные методы являются очень эффективным инструментом сплочения родительского коллектива и поддержания положительного имиджа училища.
Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством и оформлением помещений роты. Уже стало доброй традицией проводить генеральные уборки в спальном корпусе совместно с детьми и родителями. Ежегодно проводятся выставки и ярмарки семейных поделок, которые способствует вовлечению родителей в трудовую деятельность взвода.
Совместная досуговая деятельность направлена на формирование эмоциональной сферы подростка и содействует гармонизации семейных отношений. Она включает в себя проведение праздников, концертов, конкурсов, соревнований силами родителей или при участии родителей. В конце учебного года проводится концерт с участием родителей и детей, и каждой семье дарится диск с фото- и видеоматериалами событий учебного года, записанный родителями. Происходит поощрение родителей и детей дипломами и грамотами. Очень важно публично отмечать заслуги каждого.
Особо обратим внимание, что наиболее эффективна для взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей методика организации коллективной творческой деятельности, которая может пронизывать всю жизнь класса, повседневную совместную работу участников образовательного процесса.
Основными приемами методики организации коллективной творческой деятельности на всех ее стадиях являются формирование групп (микроколлективов), определение проблем для решения или заданий этим группам, «мозговая атака», «банк идей», отбор и защита идей. Для координации работы микроколлективов и отдельных участников, как правило, выбирается совет дела, состав которого меняется в зависимости от характера работы. Перечисленные приемы могут быть использованы как самостоятельные в различных формах совместной деятельности, например, на собраниях, конференциях, диспутах, встречах и т.д.
На результат коллективной работы влияет состав групп, способ их формирования. В группу могут входить представители от родителей, детей, педагогов, либо взрослые и школьники объединяются отдельно друг от друга. Состав групп зависит от характера, целей, содержания коллективной творческой деятельности, а также особенностей взаимоотношений взрослых и детей. Педагогу целесообразно с участием представителей детского и родительского коллективов обсудить способ формирования групп, учесть симпатии, предыдущие контакты родителей и детей. Очень многое в работе групп зависит от наличия лидера, демократичности его поведения. На первом этапе использования методики коллективной творческой деятельности необходимо провести занятия с руководителями групп, выработать правила их поведения и действий, обсудить методику «мозговой атаки», распределение функций и ролей при организации групповой работы.
Отметим высокую значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса. Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребенка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык. Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родители делятся с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения проблем. В-третьих, совместная деятельность родителей и обучающихся создает в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания. И последнее, самое главное, что участие родителей во внеурочной деятельности класса создает позитивное отношение к училищу в целом, формирует убеждение, что училище, в котором учится ребенок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда, педагоги и родитель при решении проблем воспитания ребенка становятся союзниками, что является основой успешной воспитательной деятельности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что применение современных форм, методик и средств позволяет воспитателю организовать работу с родителями в соответствии с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций в области взаимодействия семьи и училища, повышать собственный уровень научно-методической подготовки и повышать роль обучающихся как главных субъектов образовательного процесса.

Библиографический список

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.       Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.
4.       Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. – 127 с.

2021