Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Петрикова С.К. Человек будущего – творческая личность

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf

1 Предпосылки развития творческой личности…………………………….1
2 Что такое образовательный процесс……………………………………….2
3 Личность учителя……………………………………………………………3
4 Предпосылки для развития творческой личности………………………...6
5 Выводы……………………………………………………………………….7
6 Список литературы…………………………………………………………..8
1
Кто такой человек в современном обществе? Это потребитель многочисленных благ, которые ему предлагает мир?! Или же это творец, который способен сделать окружающий его мир прекрасным?! Этот вопрос в современном обществе как никогда актуален и как же ответить на него?!
Человеческие ценности в нашей стране, ранее именовавшейся СССР, с его социальными устоями, мировоззрением которое формировалось в эпоху социализма, претерпела большие изменения, которые с большим сомнением можно сказать хорошими!
Меняется общество, меняется и человек в этом новом обществе.
Возможно необходимо пересмотреть методы, приемы которые используются в педагогике, для того чтобы сделать процесс обучения молодого поколения эффективным и актуальным.
И тут встает вопрос сохранения целостности в процессе коммуникации.
Что такое коммуникация? В широком смысле это слово можно охарактеризовать как связь, соединение. Но, возможно, этому понятию реально дать новые понятийные грани. Это вопрос должен интересовать и волновать педагога- учителя, если он хочет быть интересным ученику, осуществлять свою работу эффективно, и полезно.
Не только давать знания, но и знать, какими именно технологиями пользоваться, чтобы развить своего ученика, чтобы тот в дальнейшем смог сделать окружающий мир прекрасным - вот очень важная задача для современного сообщества учителей. Обучение молодого поколения должно перейти на новый качественный виток для того, чтобы Россия не отстала от современного мира!
Одной из важных характеристик человека как субъекта является потребность в знаниях; он является носителем предметно – практической деятельности, источником творческой активности. От каменного века с топором как орудием добычи пропитания, переход к эре компьютерных технологий был очень долгим: человек изменился, изменились его потребности; и современное время требует от человека очень многого: как суметь не отстать от времени, идти в ногу с ним, и возможно, опережать его - вот что является важной задачей современной системы обучения.
Ценность знаний, которые получаются в наш век информационных технологий очень важна. Знания человек получает в процессе обучения, который наиболее эффективен в социуме, так как коллективные знания зачастую стоят на более высоком уровне и постоянно совершенствуются. Обучение – это процесс передачи опыта, передачи опыта старшего поколения младшему. Передача этого опыта необходима для того, чтобы через практическую деятельность совершенствовать окружающее.
2
Как сохранить принцип целостности в процессе образовательного процесса касательно обучения, касательно области искусства и культуры!? Как сохранить индивидуальность, своеобразие и в то же время развить субьект!? Это вопрос сложный и филосовский, и возможно на него сложно ответить, но нужно пытаться!
Проблемы образования актуальны в любое время, по словам американского ученого Рассела Акоффа, который занимался вопросом исследования операций и системного подхода, он писал: «.. что касается смелости принятия решений и творческого подхода к решению проблем, то большинство преподавателей считает эти качества врожденными и поэтому убеждено, что их нельзя ни привить, ни «усвоить»[1]
Как ни грустно бывает так что маленький ребенок иногда обладает значительно большим количеством творческой фантазии, свободным полетом мысли чем взрослый и творческий подход утрачивается с возрастом, зачастую по вине некоторых педагогов, которые не обладают необходимым объемом компетентности. Интуиции и трепетного отношения к индивидуальным особенностям обучаемого.Использование нетрадиционных методов и приемов обучения, инновационные приемы обучения, один из которых использование метода проектов. Такой пример как очень сложное обучение детей с ограниченными возможностями ил людей с синдромом Дауна, очень эффективно бывает использование игровых методов (театрализация, балет)
Можно вспомнить интереснейшее литературное произведение писателя Бориса Акунина в историческом детективе – фентези «Азазель», которое отвечает идее креативности, которой необходимо придерживаться людям, занимающимся образованием. В книге акцентируется мысль о том, что « педагогика - главнейшая из наук» и существует тайное общество «Азазель», которое занимается организацией приютов для детей – сирот, в которой один из лидирующих принципов в воспитании и обучении детей- каждый ребенок неповторимо талантлив, и очень важно увидеть этот дар, не потерять его. а развить, поддержать и сохранить. «Гений у нас- редкость и даже чудо. А ведь кто такой гений?[2] Это просто человек, которому повезло, его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули его к выбору правильного пути» один из классических примеров Великий Моцарт, которому повезло родиться в семье творческих людей, музыкантов, и конечно наличие наследственных факторов, которые развились в благоприятной среде.
3
Каким он должен быть учитель, как должен простраивать свои отношения с обучаемыми, какие приемы, инновации более эффективно сможет использовать. Необходимы обширные знания умение подходить к своей работе творчески. Учителю необходимо создать особую социальную общность, которая будет работать как развивающая среда. Учителю необходимо найти приемы которые будут развивать личность творческую, развивающую; ученику необходимо дать инструмент, для того чтобы ученик мог находить пути для своего саморазвития, совершенствования.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней.
Когда индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:
1) адаптацию — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности, а следовательно, в некоторой степени уподобление индивида другим членам общности;
2) индивидуализацию — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;
3) интеграцию — детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями, отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, которые способствуют развитию общности, а значит, развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.
Тут необходимо обратиться к известным теоретикам, таким как В.В. Давыдов, который писал о том что необходимо принципы организации образовательной системы основанные на соединения единства культурного образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений), индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства, развивающего, деятельностного образования.
3
4
Развитие личности в замкнутом пространстве часто может привести к тупиковой ситуации, и поэтому необходимо каждый раз находить новое, а это возможно в образовательном пространстве. О пользе коллективной творческой деятельности писали многие педагоги еще на рубеже XIX—XX вв. и придавали ей большое значение в обучении детей.
Коммуникация", это широкое понятие, раскрывающее характер взаимодействия двух и более систем в процессе обмена информацией.
Можно обратиться к трудам известного ученого философа Н. А. Бердяева, который считал что творчество – это прибавление, создание нового. Он классифицировал в творчестве два этапа:
1 интуиция, «внутреннее познание», человек свободен, что познание внутри себя
2 Реализация продуктов творчества – мастерство, искусство. На этом этапе человек связан с окружающим миром, зависит от других людей. В результате творчества получаются «охлажденные продукты культуры»: культурные ценности: книги, картины, учреждения, добрые дела.
В результате Н.А. Бердяевым делается вывод: творчество зарождается в интуиции, а реализация его во власти мира, скована миром
это понятие сформировано как основной из принципов христианского экзистенциализма ученого.[3]
Что нового предлагает нам система современного образования?
В наш век информационных технологий появилась возможность соединения разобщенных островков знаний в многомерную структуру дистанционного образования, которая, возможно, станет альтернативой новому витку системы обучения и альтернативой, для того чтобы творческая личность не потерялась, а развилась. Это будет лучший путь для содружества талантливых педагогов с талантливыми детьми! У ребенка и у родителей будет шире выбор, больше альтернатив для выбора наиболее лучшего пути обучения. Интерес к обучению у детей будет выше, возможность реализовать себя, проявить творчество полнее. Дистанционное обучение, конечно же, не всегда сможет заменить непосредственное общение ученика и учителя, но то что даст возможность расширить аудиторию у талантливых педагогов и даст возможность всем желающим получить знания у него это без сомнения!
5
Из всего вышесказанного можно сделать выводы:
1 Необходимо ставит приоритеты и делать перенос акцента деятельности учителя от воздействия на личность ребенка к формированию коммуникативности
2 Делать перенос процесса образования от искусственной среды обучения к среде естественной;
3 более внимательней относится к вопросу планирования и целеполагания;
4 постоянно повышать компетенцию учителя;
5 принцип обучения в сотрудничестве, привитие детям навыком правильного поведения работы в группе, вот к чему должен стремиться учитель, желающий поддержать талант;
6 Коммуникация процесса образования через превращение « информационно – словесного» способа образования в творческий, учитывая методы стимулирования;
7 необходимо преобразовывать образовательную среду, интенсифицировать и оптимизировать образовательный процесс в соответствие с состоянием и психофизическими особенностями учащегося;
8 необходимо сохранить и сохранять толерантное отношение к многообразным историческим культурным ценностям, развивать их, конструировать социально одобряемые способы жизнедеятельности и ролевое поведение;
9 придание образовательной среде адаптивно информационно – динамического» характера, связанного с построением искусственных миров и возможность влиять на развитие событий в них посредством компьютерных технологий;
10 раскрытие и расширение больших возможностей общения для приобретения живого эмоционального опыта, устранения последствий информационной эры;
11 продуманная организация образовательной среды таким образом, чтобы
наиболее полно и эффективно было оснащено предметное окружение выступающее в качестве социума;
12 организация образовательной среды для разнообразных форм деятельности в сотрудничестве;
13 преобразование образовательных программ для организации учебной работы на принципе сотрудничества;
14 наиболее полное использование систем высокотехнологического сотрудничества;
Список использованных ресурсов
1 Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.
2 Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
3 Лопухина Е. М., Захаренко А. Б. Генерация идей и инженерное творчество. - М.: Изд-во "Информэнерго", 2002.
4 Лопухина Е. М., Захаренко А. Б. Лед логики, пламя фантазии // Электричество и жизнь, 2001, №6.
5 Лопухина Е.М., Меренков Д.В. Опыты по творческому развитию // Высшее образование в России, 2002, № 2.
6 Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961.
7 Техническое творчество: Теория, методология, практика /Под ред. Половинкина А. И., Попова В. В. - М.: НПО "Информсистема", 1995.
Интернет ресурсы:
1 https://experimental-psychic.ru/process_stanovlenija_tvorcheskoj_lichnosti_1/
2 https://center-yf.ru/data/stat/razvitie-tvorcheskoy-lichnosti.php


[1] Рассел Акофф «Искусство решения проблем»,
[2] « Азазель» Б. Акунин, издательство Захаров
[3] Н.А.Бердяев «Самопознание», издательство «Мир книги»

2019