НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лихачёва А. Н., Васильева Я. И. Как повысить успеваемость ребенка и «натренировать» мозг

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Очень часто родители, отправляя своего ребенка в первый класс, переживают за то, насколько легко справится их малыш с учебой. Бывает и так, что достаточно смышленый ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы.
Самая крупная структура человеческого мозга – это большие полушария: правое и левое. Каждое играет свою роль, и их взаимодействие приводит к повышению результативности любой деятельности, ведь они оба функционируют оптимально и одновременно.
Каждое полушарие мозга обладает способностью обрабатывать поступающую информацию специфическим образом.
Левое полушарие мозга– «логическое».
Правое полушарие мозга– «образное».
Два полушария соединены друг с другом сплетением нервных волокон – мозолистым телом, которое формирует целостное мышление.
Часто можно услышать о «делении» людей на право- и левополушарных. В зависимости от этого формируются наши привычки и предпочтения.
Чем чаще мы используем оба полушария, тем лучше мыслим и легче обучаемся.
Как же развивать межполушарное взаимодействие? Вот несколько простых и доступных способов.
Вода необходима человеку для передачи электрического импульса в нервной системе, благодаря чему мы можем чувствовать, учиться, думать, быть активными. Глоток воды насыщает наш организм влагой, как капли дождя питают корни деревьев.
Воды необходимо пить много и небольшими глотками.
Организованные игры. Играя мы приобретаем все необходимые навыки для успешного обучения. Цель игры – сама игра: ничто не сможет заменить радость и пользу от совместных с детьми подвижных игр. Учите детей играть и играйте вместе с ними.
Сенсорный опыт. Основная часть нервных путей развивается на основе опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой. Сенсорная информация поступает через наши глаза, уши, вкусовые рецепторы, нос и нервные рецепторы на коже. Она – в каждой мышце и в каждом органе. Окружающая ребенка среда, богатая сенсорными стимулами, дает возможность получать больше опыта и формировать творческое мышление и устойчивые навыки обучения. Давайте ребенку возможность исследовать, пробовать, делать обычные дела необычным способом. Например, дети любят ходить задом наперед, смотреть на предмет, перевернув его вверх ногами.
«Учение – это опыт. Все остальное – лишь информация», – писал Альберт Эйнштейн.
Гимнастика мозга позволяет заполнить те пробелы в физическом развитии, которые образовались в раннем возрасте. Этого можно достигнуть с помощью двигательных упражнений, направленных на переобучение работы мозга: в них, задействуются те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Упражнение «перекрестные шаги» активирует обширные зоны обоих полушарий мозга, образуя в мозолистом теле нервные пути. Это упражнение помогает улучшить навыки чтения, развивает навык самостоятельности. Левым локтем, пересекая среднюю линию тела, касаемся согнутого правого колена, правым локтем касаемся согнутого левого колена.
• Для улучшения письменной речи полезно выполнять упражнение «ленивые восьмерки». Рисуем символ бесконечности (восьмерка на боку) на бумаге или на доске непрерывающимся движением. Начинаем от центра восьмерки, затем двигаемся против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру. Затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой обводим пять или более «восьмерок», а затем пять или более – обеими руками вместе. Лучше восьмерку рисовать размером в альбомный лист и контролировать, чтобы ребенок следил глазами за двигающейся рукой.
Упражнение «двойные рисунки» полезно для развития навыка письма и решения задач по математике. Оно заключается в рисовании в воздухе двумя руками одновременно одинаковых рисунков, не пересекая руками средней линии тела. Можно рисовать цифры, буквы, геометрические фигуры. Варианты выполнения – на доске, на листе, карандашами, мелками и так далее.
Нейробика– это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац.
Регулярно выполняя упражнения этого типа, человек начинает быстрее и эффективнее решать поставленные перед ним задачи, становится более усидчивым, внимательным. Например, проведите эксперимент: попросите своего ребенка сменить на один день «рабочую руку». Пусть он попытается в течение суток все, что до этого делал, например, правой рукой (если он правша), делать левой. И наоборот.
Благодаря данному упражнению дети смогут не только активизировать работу не доминирующего полушария мозга, но и сделать связь между двумя полушариями более крепкой. А это в свою очередь поможет им развить нестандартное мышление и творческие способности.
Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Блоки мозга
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».
Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, саммомассаж, релаксация, блок упражнений «Здоровые глаза», растяжки, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук, ног. Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.
2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу». Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. Соматогнозис, тактильный, слуховой, зрительный гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу». Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов головного мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания и преодоление стереотипов, целеполагание, формирование программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.
1. Упражнение «Имя – движение» 5 мин
Цель: знакомство участников.
Дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.
2. Упражнение «Воздушный шарик» 2 мин
ИП – стоя. Дети глубоко вдыхают через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выходе втягивается. Дети могут представить, что в животе у них находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе, и сдувается при выходе. Упражнение выполняется по команде вдох-выдох, под хлопки взрослого.
3. Межполушарное рисование 3 мин
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов
Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.
4. Игра – лабиринт 5-7 мин
Цель: развитие координации, мелкой моторики, внимание.
Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки.
5. Игра «Робот», «Непослушный робот» 5 мин
Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания
Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.
После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.
Затем предлагается стать «непослушным роботом», который выполняет все команды взрослого наоборот. Если взрослый говорит «шаг вперед», то «непослушные роботы» делают шаг назад и т. д.
6. Игра-мемо 10 мин
Цель: развитие памяти и внимания.
Дети по очереди открывают домики таким образом, чтобы все могли видеть изображенные под ними картинки. Если картинки на плашках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит плашки с одинаковыми картинками. Если картинки на плашках не совпадают, то игрок кладёт их обратно, закрывает домиками, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных картинок.
7. Упражнение- игра «Речка-берег» 3 мин
Цель: развить навыки реакции, внимания и переключения.
Дети становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает детям выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока дети не привыкнут. Внезапно порядок меняется, задача детей — переключиться. Если они регулярно ошибаются, нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
8. Игры с мячом 5-7 мин
Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание
Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.
Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой. Сначала педагог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука, затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.
В завершении у детей спрашивается, какая игра понравилось больше, что запомнилось, понравилось ли занятие. Ответы детей. 3 мин.
 

2020