Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Митько А.В. Как помочь маленькому творцу

Библиографическое описание:

Митько А.В. Как помочь маленькому творцу // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Митько А.В.

Как помочь маленькому творцу

Преподавание, безусловно, это большая ответственность, ведь эта деятельность во многом может влиять и определять жизнь детей. Педагог вдохновляет своих учеников на творческие свершения, на поиск себя, даже на выбор профессии, но также, при неправильном подходе, может негативно повлиять на настоящее и будущее ребенка. Поэтому преподаватель, как наставник, должен быть сдержанным и взвешенным в своих высказываниях, уметь тонко чувствовать и правильно мотивировать своих учеников, стимулировать их работоспособность, помогать раскрыть себя.

Хочу поделиться своим, пусть и небольшим, опытом.

Мои занятия не похожи на уроки в школе, их, скорее, можно отнести к кружкам по общим интересам, где дети занимаются любимым делом и одновременно общаются, находят друзей. Однажды мама привела ко мне дочку просто для того, чтобы у ребенка появились друзья. И, действительно, это случилось: с первого раза девочка нашла общий язык с нашей группой. И не важно – занимаются ли дети за мольбертами, или за общим столом – они находятся в сотворчестве.

Первый год своего преподавания я часто слышала от детей четырех- и пяти лет такие слова: «Я боюсь», «Мне страшно», «Я не умею»… А потом я с радостью наблюдала, как с каждым занятием росла их уверенность, появлялся интерес к живописи, развивались и укреплялись художественные навыки.

Для меня важно, чтобы ребенок обрел уверенность. Главная задача в наших живописных опытах - научить детей не бояться белого листа бумаги, не пугаться испортить лист, что краска может выйти за контур рисунка; понимать и видеть цвета, уметь их смешивать; и – главное - наслаждаться всем этим процессом. Я объясняю своим ученикам, что в живописи не бывает ошибок, но может быть особый, свой, новый - взгляд и подход.

Мы не только занимается классической живописью (рис.1), но и пробуем себя в декоративно-прикладном искусстве: плетем из бисера, шьем игрушки из фетра, расписываем одежду акриловыми красками по ткани.

Плетение из бисера помогает развить усидчивость и концентрацию. Наши занятия начинаются с простого плетения браслетов, а когда ребенок осваивает эту технику, мы переходим к небольшим симметричным фигурам, затем – к более крупным, ассиметричным, далее - сложное плетение с помощью иголки и ниток.

В росписи одежды акрилом важный этап - подготовка одежды к росписи. Изделие должно быть постиранным и проглаженным с определенным сгибом, затем его необходимо натянуть на холст. В живописи на ткани есть определенные нюансы: детям до 9 лет я предварительно наношу контур на ткань, а они на занятии уже сами раскрашивают рисунок в соответствующие цвета. Дети постарше самостоятельно переносят контур на ткань. Эти занятия становятся для моих учеников настоящим праздником, им нравится не только сам процесс, но и результат работы - они с гордость носят одежду, расписанную своими руками.

В наших занятиях живописью мы используем инструменты, не всегда относящиеся к классически «художественным»: это и хозяйственные губки, и пробки от бутылок (из них вырезаем штампы), ватные палочки, восковые свечи, пищевая соль, целлофановые пакеты, пищевая фольга, трафареты. С помощью этих «инструментов» дети учатся создавать необычные фактуры, нестандартно мыслить. Так же для создания фактуры и различных художественных эффектов мы используем и художественные материалы: мастихины разных форм, маскировочную жидкость (рис. 2), кисти плоские со щетиной. Таким образом, возникает осознание того, что в живописи нет границ, что для реализации своей идеи и создания чего-то прекрасного не обязательно использовать традиционные инструменты (например, кисти).

Не важно, какими материалами мы работали, если нам удается добиться нужного результата. Из практики могу сказать, что использование на занятиях комбинации различных материалов и нетипичных техник делает работу значительно выразительней. Например: применение черных линеров, черных гелиевых ручек и даже обычных черных шариковых ручек придает работам легкость, а использование черного перманентного маркера делает контуры более рельефными.

Хочу отдельно поговорить о роли родителей в нашем общем процессе, как их слова и отношение к нашим занятиям влияют на эмоциональное развитие детей, на их желание заниматься. В моей практике был один эпизод: девочка после занятий искренне сказала: «Я тоже хочу, как вы, учить детей рисовать». Ее мама публично и негативно высказывалась и о ее работах, и о ее мечте. К сожалению, девочка постепенно охладела к занятиям. Осуждение и критика, однозначно, не помогают, ребенок становится неуверенным, замкнутым, теряет интерес, порой к любому виду творчества, любому проявлению собственного «я». Если маленькому творцу нравится его работа (рис. 3), пусть она останется такой, какой он ее сотворил, не стоит, даже ради очевидной истины, менять его видение мира.

Живопись во многом помогает сформировать характер ребенка и раскрыть его внутренний потенциал. Рождаются и развиваются не только творческие навыки, но и появляется уверенность в решении задач повседневной жизни. Творчество, безусловно, помогает обрести гармонию в человеческом общении, в семейной жизни, добиться хороших результатов в любой профессиональной деятельности, во всех сферах жизни. Живопись помогает увидеть мир другими глазами, и он становится ярче, насыщеннее, разнообразнее; учит видеть в любых формах красоту и совершенство, которую хочется запечатлеть.
2023