НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Пузикова М. Н. Применение мультимедийных электронных учебников на уроках физики


Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Среди школьных предметов физика занимает особое место. Важной целью обучения физике в школе является знакомство учащихся с физикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что физика является инструментом познания окружающего мира и самого себя [1].
В обучении физике использование компьютерных технологий предназначено для дифференциации учебной деятельности на уроках, активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимулировании умственной деятельности [2].
В преподавании физики необходимо использовать возможности компьютерных технологий на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Одной из форм использования компьютерных технологий при изучении новой темы являются уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором даны тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Накоплен богатый материал по многим темам школьного курса физики: «Строение вещества» - 7 класс, «Электромагнитные волны» - 11 класс, «Постоянный электрический ток » - 10 класс, «Звуковые волны» - 9 класс, «Изменение агрегатных состояний вещества» - 8 класс и другие [3].
На уроках физики необходимо использовать мультимедийные пособия:
Привлекательным выглядит использование мультимедийных энциклопедий («Кирилл и Мефодий», «Мир вокруг нас» ), а также появившихся в последнее время дисков-сборников электронных наглядных пособий, среди которых диск «Физика 7-11» фирм 1С, «Дрофа». Материалы этих источников (рисунки, фотографии, видео- и аудио-файлы, флэш-анимации, интерактивные модели) доступны непосредственно без применения специальных интерфейсных программ. Это позволяет включить эти демонстрации в мультимедийную презентацию. Тем самым во время урока отпадает необходимость в обращении к оригинальным дискам, резко уменьшается время перехода от одного материала к другому, экономится время урока, не нарушается его темп.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений. Число сайтов, содержащих такие материалы, постоянно растет, поэтому мы перечислим здесь только некоторые из наиболее интересных ресурсов. Среди них - сайт «Физика в анимациях» , на котором можно найти анимационные схемы многих физических процессов. Много интересных материалов и ссылок на полезные ресурсы можно найти на сайте физического факультета Московского университета phys.web.ru. Здесь вы найдете самые свежие астрономические данные, красивые фотографии физических явлений, анимации. Актуальные фото и видео материалы, пригодные для использования на уроке, можно найти на сайте «Вестей» .
Значительная часть демонстрационных материалов готовится учителем самостоятельно при активном участии учеников. Среди этих материалов есть цифровые фотографии и видеозаписи физических явлений, фрагменты художественных фильмов, иллюстрирующие различные физические законы. Это могут быть отсканированные схемы и рисунки из обычных научных, учебных или энциклопедических изданий.
Репетитор Физика 1C
Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики,
содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.
Категория пользователя: старшеклассники и абитуриенты.
Открытая физика I, Открытая физика II
Новое поколение программы «Физика на Вашем PC», в котором используется интерфейс Netscape. Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи. Категория пользователя: VI—XI классы.
Особенностью этого учебника является структурное представление содержания. Информационное наполнение опирается на обязательный минимум содержания. Элек­тронный учебник выполняет роль источника учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа. Учебник применяли как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации. После изучения главы проводилось компьютерное тестирование. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают его из числа предложенных программой.
Хорошо себя зарекомендовало использование в учебном процессе электронного пособия «Физика для абитуриентов», «Все задачи школьной физики» - это интерактивное решение задач с помощью компьютера, при котором обеспечивается поэтапный (пошаговый) контроль за работой обучаемого. Это снимает сразу две проблемы: программа проверяет каждый шаг ученика, указывая на его текущие ошибки и подсказывая выход из трудной ситуации. Немедленная реакция компьютера на ошибочный шаг позволяет тут же направить ученика, избежать невольного запоминания ошибочных ходов [2]. По окончании решения программа выдает четкие рекомендации по дальнейшей работе над задачей и даже открывает в электронном учебнике тот материал, который необходимо дополнительно проработать. На уроках физики компьютер используется с самыми разными функциями и целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения.
Помимо готовых тестов, которые содержатся в электронных учебниках. Для контроля знаний учащихся по некоторым темам, используется универсальная программа-тестировщик, которая может работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки учащегося, сообщает правильный ответ, необходимый теоретический материал по данной теме. Например, тема «Расчет характеристик движения». Программа генерирует физическое уравнение по ранее заданным учителем параметрам. Если ученик решает уравнение неверно, то программа сообщает формулы для нахождения промежуточных величин, входящих в состав уравнения. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу.
Услугами сети Интернет учащиеся пользуются при подготовке к итоговой аттестации. Для итого обращаются к материалам сайта Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). Здесь уже в конце текущего учебного года размещаются материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Также для подготовки к ЕГЭ можно пользоваться услугами сайтов: Единый информационный портал ЕГЭ (www.ege.edu.ru), ЕГЭ физика (www.egeru.ru/test.php). Много полезной информации есть на сайте Российского образовательного портала (www.school.edu.ru). В разделе, посвященном физике, собрана вся информация, относящаяся к школьной тематике. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На «странице учителя» можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др. Воспользовавшись информационно-поисковой системой «Задачи» (www.zafachi.mccme.ru) можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности [3].
Использование компьютера, как средства контроля и оценки знаний, позволяет сделать вывод, что всем учащимся обеспечиваются равные условия, исключается субъективизм в оценивании. Компьютер выдает независимую и оформленную информацию об усвоении материала. Ученики с интересом и доверием относятся к процедуре тестирования с помощью компьютера [2].
Поскольку работа в интерактивной среде требует индивидуальной работы учащихся, уроки физики с использованием электронного учебника проходят в компьютерном классе, где ученик имеет возможность работать на компьютере. Каждый ученик выполняет работу со своей скоростью, выполняя различный объем заданий, дифференцированный также по сложности.
Электронный учебник становиться полноправным партнером учителя и ученика. Он позволяет не просто разнообразить урок, сделать интересным. Он расширяет гори­зонты возможностей ребенка в его умении учиться.
Список литературы
1. Интернет для преподавателей физики. Статья в газете «ИКТ в образовании» №11 2019 г
2. Во всеоружии. Глобальная сеть и ЕГЭ по физике. Статья в газете «ИКТ в образовании» №11 2019 г
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно – исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 198-2013
2021