Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf
Цель: Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие:
Развивать речь, активизировать внимание, умение анализировать вопросы и загадки; стимулировать любознательность.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Материал: заранее приготовленные конверты с заданиями, аудиозапись голосов птиц, игрушечные насекомые, картинки птиц, сюжетные картинки.
Ход игры:
Дети с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель обращает внимание на конверт, который находится на елке возле здания детского сада.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите здесь какой – то конверт. Как вы думает для кого он?
Открывают конверт и читают текст.
«Дорогие ребята! Пишет вам мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете. Я решила отправить вам посылку – чемоданчик с сюрпризом. А посылку ожидайте вместе с письмом»
Воспитатель:
Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили, только вот посылки нет нигде. Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь чемоданчика?
(Дети ищут, не находят)
Появляется баба Яга.
Баба Яга:
Я заколдовала лес и всю природу. Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку. А еще я обманула мудрую сову и спрятала ваш чемоданчик.
Воспитатель:
Как же так? Ребята, мы можем такое допустить? Что же нам делать? (версии детей)
Баба Яга:
Ну что ж, я согласна расколдовать лес и подсказать, где спрятан чемоданчик. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Я дам вам дам карту-маршрут, куда вам надо идти. Если вы правильно выполните все задания, то сразу найдете подсказки. Когда вы найдете все части картинки и правильно сложите целую картинку, то сможете спасти лесных обитателей и узнаете, где я спрятала чемоданчик.
(Баба – Яга отдает детям карту с обозначенным маршрутом и дети вместе с воспитателем рассматривают карту и решают, куда им идти.)
Первое задание от Лесовика.
(видовая точка экологической тропы «Уголок леса»)
(Вопросы дети находят на листочках березы)
Воспитатель:
Ребята, Лесовичок хочет проверить, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если поступаем хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду (нет)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
А какие правила поведения в лесу мы еще знаем?
(Ответы детей)
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
(из предложенных картинок дети должны выбрать то, чего нельзя делать в лесу и отметить красным маркером)
- Молодцы, я думаю, что мы справились с испытанием!
(Дети находят под листочками часть картинки)
Второе задание (видовая точка «Птичий уголок»).
Воспитатель предлагает детям превратиться в птиц и отправиться в птичий уголок.
Воспитатель:
Ребята, жители птичьего уголка приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте узнать всех исполнителей, которые здесь живут.
На мольберт прикреплены изображения птиц (кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона).
(Звучит аудиозапись голоса птиц, дети называют название птиц)
Ребята, еще птички просят нас помочь им найти своих птенцов.
Игра «Помоги птицам найти своих птенцов» (картинки взрослых птиц и птенцов)
(После выполнения заданий дети в птичьем уголке находят часть картинки подсказки.)
Воспитатель:
Нам пора двигаться дальше. Давайте посмотрим, куда же нам идти дальше? Дети рассматривают карту маршрута.
Третье задание (видовая точка «Удивительный пень).
Воспитатель:
В этом удивительном пне спрятались насекомые. Давайте узнаем, какие? Если правильно назовете, то насекомого обязательно найдете.
1. Прыгает пружинка-
Зелененькая спинка-
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке?
(Божья коровка)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравей)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает найти насекомых на пне, под пнем и т.д.
(Дети находят часть картинки)
Воспитатель. Ну что ж ребята нам пора идти дальше, помогать сове. Дальше мы с вами должны оказаться на «Поляне сказок»
«Театральная пауза»
Каждый ребенок поочередно выбирает сюжетные картинки, на которых изображены различные животные. Задача детей, изобразить (показать) их другим детям без слов, а те должны догадаться о ком идет речь.
Четвертое задание (видовая точка «Цветочная полянка»)
(Препятствие «Болото», дети должны решить с помощью каких предметов они пройдут через болото, кочки, дощечки камни)
Воспитатель:
Умницы! Нам пора двигаться дальше. Ой, ребята, это же «Цветочная поляна». Пойдемте скорее туда.
Ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем нашей природе. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.
(Находим коробочку, в которой лежат перчатки, и пакеты мусорные разные по цвету, дети собирают мусор с полянки в специальные пакеты).
Проводится игра «Рассортируй мусор».
На поле разбросаны много бумаги и пластиковых бутылок.
Одна команда собирает бумагу, другая бутылки.
Воспитатель:
Ребята, природа и вся наша планета говорит вам «Спасибо!»
Куда же нам деть пакеты с мусором, который мы собрали. (Подводит детей к тому, что нужно его сложить в специальные контейнеры для мусора.)
Дети составляют целую картинку, ищут и находят чемоданчик, на котором сидит сова.
Сова:
Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес и всю природу от Бабы Яги, а еще я узнала, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь. В моем чемоданчике – подарки для вас.
(Дети открывают чемоданчик – там энциклопедия по экологии и сладкие подарки – конфеты, а также медали «Юные защитники природы»)
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы! Со всеми заданиями Бабы – Яги справились и спасли наш лес.
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, перед нами была трудная задача. Баба - Яга заколдовала наш лес. Как вы думаете, мы смогли справиться с этой задачей?
Где мы сегодня с вами побывали? Зачем вы все это делали? Какие задания для вас были интересны? А какие вызвали затруднения?
Кому помогали? Чем богат наш лес?
Как мы можем дружить с природой? Чего нельзя делать?
Дети высказываются по поводу своего эмоционального состояния,
беседуют с воспитателем, высказывают свое мнение).