Актуальные вопросы начального общего образования

Лошакова И.В., Костина Л.Н., Иванова О.В. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

Ø Наличие сменных пар учащихся;

Ø Их взаимообучение;

Ø взаимоконтроль;

Ø взаимоуправление.

КСО – это включение в учебную деятельность естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

· принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

· Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу.

· Сотрудничество и взаимопомощь между учениками.

· Разнообразие тем и заданий.

· Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса.

· Обучение по способностям индивида.

Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.

Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью стараюсь организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры провожу часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».

Помните ли вы героев мультфильма «Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д., т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.

А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.

Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»

Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе использую такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.

Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:

-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?

Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:

1.Работай дружно и не спеша.

2.Уважай соседа.

3.Помогай ему.

4.Не кричи и не шуми.

5.Говори спокойно, внятно.

Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в малых группах (по 4 человека).

Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава.

Самый нелюбимый тип урока для детей – урок работы над ошибками. Как сделать такой урок интересным и в то же время продуктивным? Оказывается это возможно, применив коллективный способ обучения как на уроках математики, так и на уроках русского и белорусского языка.

План таких занятий состоит из двух этапов. Покажу это на примере урока русского языка).

Первый этап – анализ выполнения контрольно-оценочных работ.

1. Контрольный диктант проверяю, фиксирую результаты в своем рабочем журнале, выписываю допущенные ошибки каждого ученика, но не исправляю их в тетради.

2. На уроке раздаю работы учащимся, а на доске выписываю слова с ошибками, допущенными ребятами в тексте диктанта, по типу орфограмм.

3. Ребята находят ошибки в словах, записанных на доске. Исправляю их красным мелом. Затем определяют, на какое правило они были допущены. Прикрепляется надпись (например, «Правописание безударных гласных в корне слова»). Таким образом прорабатываются все ошибки.

4. Предлагаю ребятам открыть тетради и, глядя на доску, проверить свои работы, исправить ошибки, оценить свою работу (самооценка).

5. Затем прошу поменяться тетрадью с соседом и проверить работы друг у друга, оценить их (взаимооценка).

6. Выясняю, у кого самооценка и взаимооценка совпали.

7. Далее предлагаю взять конверт со своей фамилией и именем, который лежит по центру парты, достать карточку, на которой выписаны все ошибки, допущенные учеником в диктанте, и сверить, все ли ошибки найдены и исправлены им в тексте.

8. Ребята определяют, над какими орфограммами им надо сегодня поработать (т. е. где имеются ошибки и пробелы в знаниях).

9. Затем фишку со своей фамилией и именем (первые их буквы на фишке, например, что означает Крупица Илья) по команде учителя прикрепляют на полоску с названием типа орфограммы. Для этого одну сторону доски делю мелом на полоски. На каждую из них прикрепляю названия тех орфограмм, на которые были в диктанте допущены ошибки. Сюда же и прикрепляют ребята свои фишки.

Если ошибки допущены на разные правила, то по мере отработки орфограммы по разрешению руководителя группы ученик снимает свою фишку и помещает на полоску со следующим типом орфограмм. И так до тех пор, пока не отработает все ошибки.

Второй этап – это коррекция знаний, умений и навыков.

На этом этапе необходимо иметь «Стол-помощник» и «Стол заданий».

«Стол-помощник» содержит карточки с выполненными заданиями, опоры и памятки, всю справочную литературу по теме контрольно-оценочной работы. «Стол заданий» - задания по всем темам (карточки), взаимные диктанты, задания творческого характера.

Учащиеся разбиваются на группы согласно тем проблемам, которые были зафиксированы после проверки контрольно-оценочной работы. Те, у кого не было ошибок при выполнении проверочной работы, становятся руководителями групп или приступают к выполнению заданий творческого характера (по усмотрению учителя и желанию ученика). Если ученик допустил много ошибок, он работает в паре с «учителем» (учеником, не допустившим ошибок). Так он сможет проработать все ошибки за отведенное до конца урока время. Если в группе оказываются четыре ученика, их работа протекает в четверке (парах сменного состава). Работая таким образом, произойдет не менее трех встреч одного ученика с учащимися данной группы и ошибка будет отработана.

После выполнения задания фиксируется самооценка и взаимооценка за полями тетради (пишутся буквы С и В). Для этого используются значки:

+ − хорошо знаю и могу научить другого

+ − знаю

? − сомневаюсь

- − не знаю

Если у ученика есть проблемы по другим темам свою фишку он снимает с прежней полоски и помещает на другую полоску с соответствующим типом орфограммы, встречается с участниками этой группы, отрабатывает свою ошибку.

В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Детям предлагается индивидуальное домашнее задание – каждому карточка по решению своей проблемы.

Аналогичную работу провожу на уроках математики.

КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.

КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.

Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик класса успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих ребят есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Библиографический список1. Брейтерман М. Д. Оргдиалог Александра Ривина. Частная школа. – 1995. - №6.

2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии. Под редакцией Кукушкиной В. С. – 2004.

3. Дьяченко В. Новая педагогическая технология в действии. Начальная школа.- 1994. №4.

4. Дьяченко В. Сотрудничество в обучении. – М: Просвещение, 1991.

5. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Под ред. И. В. Первина. - М: Педагогика, 1989.

6. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1997. - №12.

7. Рыскужина Р. С. Работа в парах сменного состава на уроках русского языка. Начальная школа – 1998. - №3.

8. Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа – 1998. - №1.

9. Вялкова Г.М.- 2-е изд.стереотип. – М.:Планета, 2013. – 96 с. – (Современная школа).

10. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах.-М.: Народное образование, 2004. Дьяченко В.К. Ещё раз о коллективных учебных занятиях.//Народное образование.-1994.-№2-3. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии.-2007.-№1.- С.93-98. http: www.kso – kras.com
2022