Самым действенным среди мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Иногда серьёзное увлечение математикой начинается с решения какой-либо понравившейся нестандартной задачи на уроке в школе, на занятии математического кружка. Богатым источником таких задач служат предметные олимпиады. Основная цель проведения математических олимпиад и других математических соревнований – пробудить интерес к математике у учащихся, развивать их математические способности. Известно, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокий показатель интеллекта. ФГОС ООО предполагает активное участие в предметных олимпиадах. Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Учителя готовят школьников к олимпиадам, опираясь на личный опыт, знания и методические разработки. Основной вопрос при этом: как научить детей решать нестандартные задачи? Возможные направления организации работы по подготовке учащихся к олимпиадам. В настоящее время выпущено большое количество сборников с олимпиадными заданиями по математике для учащихся основного звена школы. В нашем образовательном учреждении обучение детей, прошедших отборочный тур и имеющих повышенный интерес к математике начинается с 5-го класса. При проведении уроков наряду с обучающими задачами стараюсь уделять внимание и развитию учеников. В пятом классе на уроках широко представлены задачи-шутки, головоломки, ребусы, которые помогают развивать у учащихся логическое мышление, сообразительность, все они связаны с темой урока, тем не менее, являются и олимпиадными задачами. На протяжении ряда лет в пятом классе использую в начале урока задачи из международного интернет - конкурса «Кенгуру». Тематика их разнообразна, а неожиданная формулировка и занимательность позволяют быстро включить учащихся в мыслительную деятельность. Кто-то из учащихся сам пытается найти задачи, и просыпается интерес к предмету. В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам в пятом классе использую творческие задания и недельные олимпиадные домашние задания. Учащимся предлагаются олимпиадные задачи прошлых лет. За решение предложенных задач учащиеся каждую неделю получают отметку, каждый месяц подсчитывается средний балл, который выставляется и учитывается при выставлении четвертной оценки. Если учащиеся не справляются с домашним заданием, проводится разбор задач. Подготовка к олимпиадам продолжается в шестом-седьмом классе. Несмотря на наличие большого количества литературы, посвящённой олимпиадам по математике, отсутствует единая классификация заданий, которая могла бы помочь учителям ориентироваться в учебном материале. Учитель классифицирует темы опираясь на возрастные особенности учащихся и олимпиадные задания прошлых лет: теория чисел, делимость, модуль, графы, множества, комбинаторика, есть задачи на переправы, взвешивание, разрезание – они развивают память, игровые задачи, задачи, решаемые с конца, задачи на применение принципа Дирихле. В конце четверти на уроке проводятся нестандартные олимпиады. Например «математическая драка» - разновидность личной олимпиады. Для проведения подбираются 6-7 задач разной трудности, методы решения которых, известны учащимся, так и задачи, которые не рассматривались на уроках. Каждая задача имеет свою цену в баллах. Учащиеся, решив любую из задач, которая им под силу, объясняют решение у доски. За верное решение учащийся получает указанное число баллов, в противном случае то же число баллов, но со знаком «минус». Обязательно необходимо индивидуально заниматься с одаренными учениками, которые интересуются математикой. Как правило, в классе несколько одаренных детей, с ними проводится специальная работа как на уроке, так и вне урока. Для подготовки к олимпиадам по возможности использую следующие формы внеклассной работы по математике: факультативы, кружки, элективные курсы, декады математики, исследовательскую деятельность учащихся, участие в научно - практических конференциях, профильные смены в летних школьных лагерях. Использую для подготовительной работы к олимпиадам Интернет. Это способствует реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. В своей работе опираюсь на интернет - источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Учащимся рекомендую http://www.problems.ru/ https://olimpiada.ru/, сайты содержат теоретический материал по разнообразным темам, помимо этого выложены олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике. Одним из направлений подготовки к олимпиадам считаю заочную работу. Сегодня значительное развитие получили заочные олимпиады, которые обладают неоспоримыми достоинствами: доступностью, простотой организации, протяженностью во времени. Задания размещают в Интернете, на сайтах образовательных учреждений. Заочные олимпиады очень популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить. Призеры получают памятные сувениры и дипломы. Выбор заочных олимпиад достаточно широк, просто необходимо найти время разобраться в большом ассортименте предложений и уделять внимание этим интересным конкурсам, например, https://turlom.olimpiada.ru/, https://www.olimpus.org.ru/ В заключении можно отметить, что олимпиадное движение содержит в себе большие возможности по решению задач выявления, развития и поддержки интеллектуальной одаренности школьников. Для достижения результата необходимо задействовать следующие направления: · Работа с олимпиадными задачами на уроке; · Внеклассная работа в различных видах; · Внешкольная деятельность на базе вузов, центров дополнительного образования, домов творчества; · Заочные конкурсы.
Библиографический список
1. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы.- 8-е изд., перераб.. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.191 с. 2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: АСТ, 2007. 3. Лысенко Ф.Ф. Летняя математическая школа. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.288 с.