Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Анкилова Т.В., Гельд А.А. И снова к вопросу о воспитании

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Сегодня все понимают, что не только набор знаний и умений молодого поколения граждан является важнейшим условием развития и процветания любой страны в современном мире, но и ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции по отношению к общественным явлениям. Формирование гражданственности и патриотизма остается важнейшей задачей для любого государства.
Развитие у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю своей страны, уважения чести и нравственных ценностей народов России – одна из приоритетных задач в сфере образования.
Одно из основных направлений реализации принципов гражданского воспитания – это разработка и внедрение программ внеурочной деятельности, включающая в себя информацию о культурных традициях и национальных ценностей народов России.
Можно выделить несколько приоритетных линий, направленных на воспитание гражданственности у подрастающего поколения:
- разработка программ гуманитарного направления, главной целью которой является обратить внимание на многовековой опыт взаимодействия народов России, общероссийского единства;
- рационализация программ гражданско-патриотической направленности;
- внедрение внеурочных и дополнительных программ, включающих в себя информацию о традициях и ценностях народов России;
- патриотическое воспитание через организацию проектной деятельности учеников в процессе обучения.
Одной из форм организации внеурочной или дополнительной деятельности учащихся может стать туристический клуб. Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и вырос. Республика Хакасия – это субъект с богатой историй, культурой и традициями. Краеведение является прекрасной школой воспитания гражданственности, учит любить родной край, формирует системность научных знаний и представлений, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Инициативной группой учителей МБОУ Туимская СШ №3 было принято решение о разработке программы и создании на базе школы туристического клуба, который начнет работу с 2019-2020 учебного года.
В экспедиционных условиях проявляется формирование таких качеств личности, как коллективизм, выносливость, ответственность альтруизм, воля, дисциплинированность, смелость, трудолюбие, стойкость в преодолении препятствий, формируется мужская дружба, патриотизм (Гитранова Г.Т., 2011).
Занятия в туристическом клубе может проходить по нескольким направлениям. Одно из них – изучение традиций и фактов жизни замечательных людей, приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям родного края через туристическую деятельность. В Республике Хакасия собрано более 30 тысяч памятников древней и современной истории. Изучение культурных объектов в классово-урочной форме не всегда дает тот результат, на который рассчитывал учитель. Другое дело, когда ребенок воочию созерцает и соприкасается с историей, которой сотни тысяч лет. Организация и проведение исторических туристических походов и экскурсий способствует к формированию у детей чувства толерантности, стимулирует их участие в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств.
Второе, не менее важное, направление клуба – это практическое изучение природы родного края, включающее экскурсионную, экспедиционную и научно-практическую работу на местности, а также очистка природных объектов от мусора и посадка деревьев. Примером такой деятельности может служить эколого-краеведческая экспедиция по хребтам и озерам Кузнецкого Алатау, проходившая с 7 по 20 августа 2017 г. В ней приняли участие дети из разных уголков России. Одной из задач экспедиции было изучение лекарственных растений Сибирской тайги под руководством преподавателей Новосибирского государственного университета. Собранные лекарственные травы были переданы Хакасскому краеведческому музею города Абакана. Дети получили незабываемый опыт исследовательской деятельности в полевых условиях, которая способствовала развитию экологически грамотной личности, бережному отношению к природе России.
Отчеты о деятельности туристического клуба будут представлены в виде практически-полезной деятельности: изготовлении фотостендов и газет, видеофильмов по материалам экспедиций; написание статей в газеты и журналы о истории родного края, по экологическим проблемам; сбор информации для школьного музея.
Таким образом, туристическо-краеведческие экспедиции несут в себе большой потенциал патриотического воспитания молодежи, формирование уважения к своему краю и его традициям, удвоение ценностных ориентиров личности, формированию самостоятельного видения произведений культуры как отражения истории.
Литература
Гитранова Г.Т. Изучение родного края через краеведческо-экскурсионную работу с учащимися / Г.Т. Гитранова // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ. – М., 2011. – С.163-164.
Малафеева М.А. Вопросы гражданственности в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации / М.А. Малафеев // Преподавание истории в школе. – 2015. – №4. – С. 16-18.
2018