НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Суркова Т. А. Содержание информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Современная концепция образования в нашей стране, актуализирующая новое качество обучения, в условиях постиндустриализации и информатизации общества ставит одной из целей – формирование умения субъекта обучения получать новые знания. В Федеральном государственном образовательном стандарте(ФГОС) основного общего образования указано на необходимость обеспечения информационно – методических условий реализации общеобразовательной программы современной информационно - образовательной средой. Концепция содержания непрерывного образования России определяет дошкольное образование неотъемлемой частью, первой ступенью российской образовательной системы, обосновывая значимость дошкольного детства, возможностями и ресурсами в нём заложенными, что влечёт за собой необходимость применения педагогами инновационных педагогических технологий, методов и использования современных информационных технологий в качестве вспомогательных средств.
Обоснование необходимости изменения общеобразовательной среды отражено в Постановлении Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630 для принятия Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Целью данной программы является создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
• единство образовательного пространства на всей территории страны;
• повышение качества образования во всех регионах России;
• сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
• создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
• создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте(ФГОС) основного общего образования указано на необходимость обеспечения информационно – методических условий реализации общеобразовательной программы современной иформационно - образовательной средой. Имеется несколько точек зрения на сущность понятия иформационно - образовательной среды, представим некоторые из них.
Екимова М. А. под информационно-образовательной средой (ИОС) понимает электронную информационно – образовательную среду(ЭИОС) и трактует её как: «совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме, независимо от места нахождения».
Кисилёв Г. М. представляет: «информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения – совокупность условий, способствующих активному информационному взаимодействию между преподавателем и обучаемыми, ориентированными на выполнение разнообразных видов деятельности(информационно – учебной, экспериментально – исследовательской) в рамках определённой технологии обучения.
Согласно ФГОС информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Проанализировав выше изложенное, можно заключить, что в совокупности авторы выделили все компоненты информационно образовательной среды, отражённые в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования:
• система управления учреждением;
• система управления образовательным процессом;
• система управления образовательным контентом;
• электронная библиотечная система;
• образовательный контент;
• система управления результатами образовательной и интеллектуальной деятельности;
• система управления коммуникациями.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
• планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
При определении сущности информационно-коммуникационной предметной среды, имеющей несколько различных подходов, будем придерживаться мнения И.В. Роберт, считающей: «Информационно-коммуникационная предметная среда – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационноевзаимодействиемеждупользователямиспомощьюинтерактивныхИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).
Предназначение информационно-коммуникационной предметной среды проявляется в следующих моментах: информационное взаимодействие в рамках образовательного процесса субъектов обучения как между собой, так и с изучаемыми явлениями или объектами на базе распределенного информационного образовательного ресурса определённой предметной области; обучение в условиях педагогических технологий, решающих задачи конкретной предметной области.Назначение информационно-коммуникационной предметной среды с включением в неё определённой педагогической технологии заключается в создании условий, благоприятствующих развитию индивидуальных способностей обучающихся и представляющих собой: средства представления и извлечения знаний, предметность учебной деятельности со средствами новых информационных технологий, а также автоматизации процессов обработки результатов обучения. Педагогическое воздействие в рамках определённой технологии с использованием информационно - коммуникационных средств оказывает на обучаемого длительное влияние, характеризующееся инициированием процессов различного вида мышления; развития наблюдательности, внимания; формирующего умение осуществлять исследовательскую деятельность и самостоятельно добывать знания.Обновление содержания и повышении уровня образования, достижение его нового качества в условиях повсеместной информатизации современного общества, предъявляет к общеобразовательным учреждениям новые требования:
• интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с обновлённым содержанием;
• применение активных форм учебной деятельности;
• инновационные формы организации образовательного процесса – индивидуализация, проектная, исследовательская, дистанционная форма т д.
По мнению В.С. Тоискина и В.В. Красильникова взаимосвязь
образовательных и информационно – коммуникационных технологий выражается в использовании информационных технологий прежде всего, как средства информационной поддержки образовательных технологий и возможности формирования новых образовательных технологий на основе методических и дидактических свойств информационных и коммуникационных технологий. Результативность организации образовательной деятельности предполагает включение компьютерных технологий в учебный процесс в качестве
• средства реализации дидактических и методических целей при обработке информации;
• средства для создания новой среды обучения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) по своей сути обобщающее понятие, определяющее методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Средства ИКТ в образовательном процессе подразделяются на программные и аппаратные, к последним относятся: компьютер, принтер, проектор, телекоммуникационный блок, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации, устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами), управляемые компьютером устройства, внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства. Соответственно к программным средствам относят – источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники), информационные системы управления, экспертные системы.
Переход на новый технологический уровень актуализирует дидактическое свойство информационно – коммуникационных технологий, позволяющие оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Ключевое значение здесь имеет повышение эффективности обучения путём дифференциации, индивидуализации, внедрения иных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, влекущего за собой организацию их деятельности, наполненную изменённым содержанием, реализацией различных видов учебно - исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. Грибан. О.Н. Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога. Педагогическое образование в России, 2015. № 3 41 – 46 с.
2. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно – методического обеспечения в системе дистанционного обучения. Омск: Омская юридическая академия, 2015. 22с.
3. Киселёв. Г. М. Информационные технологии в педагогическом
4. О Федеральной целевой программе Развитие единой образовательной информационной среды(2001-2005 годы): постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г) № 630 [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/ (дата обращения: 09.12.2021).
5 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897//СПС «Консультант Плюс»[Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 09.12.2021).
6. Роберт. И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. 312 с.
7. Роберт. И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: Институт информатизации образования (ИИО) РАО, 2006. 88 с.
8. Тоискин. В.С. Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Ставрополь.:СГПИ, 2008. 140 с.
2022