Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf
Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
Формирование метапредметных умений младших школьников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС НОО. Исследовательская деятельность младших школьников способствует достижению метапредметных результатов, так как она дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем: осуществление поиска информации для выполнения учебного задания, установление причинно-следственных связей, умение осознанно строить речевое высказывание (познавательные); формулирование сути проблемы, составление плана действий, оценивание результата выполнения заданий; рассмотрение разных вариантов решения проблемы (регулятивные); выслушивание друг друга, совместный поиск решения учебной задачи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выслушать чужое мнение (коммуникативные).
Для организации исследовательской деятельности важно создать в классе предметно - развивающую среду, способствующую формированию исследовательского поведения. Вся дальнейшая деятельность по формированию исследовательской деятельности проходит в несколько этапов. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
На первом этапе формируются первоначальные представления о деятельности исследователя. Для формирования исследовательских навыков используется система заданий, направленных на знакомство с основными понятиями, определяющими сущность исследовательской деятельности: развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели. На данном этапе используется коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, коллективное моделирование.
Второй этап ориентирует юных исследователей на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Для обогащения исследовательского опыта используются формы работы, направленные на развитие умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения, навыки проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал. Эффективными формами работы на данном этапе являются дискуссия, наблюдения по плану, мини-исследования.
На третьем этапе работа над исследованием выходит на новый уровень, становится более аналитической. На данном этапе в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, осознании логики исследования и развития исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учётом особенностей данного этапа используются такие виды работы, как мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этапа обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Исследовательская деятельность детей начинается тогда, когда ребёнок владеет определёнными навыками. Практика показывает, что некоторым детям тяжело видеть проблемы, формулировать гипотезы, задавать вопросы, находить информацию в тексте. Поэтому работа по формированию исследовательских умений и навыков выстраивается в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких направлений.
Важным направлением в этой работе является развитие умений видеть проблему. Для этого проводятся тренировочные упражнения. Упражнение «Посмотрите на мир чужими глазами» развивает способность изменять собственную точку зрения ученика, увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и не замечается другими. Например: на улице идёт сильный ливень, а вы почтальон, которому нужно срочно доставить телеграмму. Опишите, что испытывали бы вы, оказавшись вместо них. Важны упражнения, которые позволяют ученикам смотреть на объект с разных точек зрения. Необходимо стремиться, чтобы дети были оригинальны, раскованы и отвечали смело. Эффективным является составление рассказов от имени другого персонажа. При проведении игры «Философский стол» учащиеся представляют себя философами и выражают свои мысли по определённой проблеме.
Основой исследовательского, творческого мышления является построение гипотез. Они рождаются в результате логических рассуждений, в итоге интуитивного мышления. С этой целью полезно организовать тренинг исследовательских способностей.
В процессе исследования одну из ключевых ролей играет вопрос, который обычно рассматривается как форма выражения проблемы, поэтому ученики должны научиться умению задавать вопросы. Полезно на данном этапе упражнение «Берём интервью». Для развития фантазии, воображения детей используется упражнение «Вопросы домашних животных», в ходе которого учащиеся придумывают вопросы, которые могли бы задать домашние животные. Интересна игра «Журналисты», где дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни.
Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей литературы или посредством проведения экспериментов, наблюдений и т.д. Для эффективности исследовательской работы учим детей работать со справочной литературой. Далее организуется исследование, делается обобщение, предполагающее соотнесение и обобщённое выражение усвоенных школьниками конкретных знаний. Здесь важно использовать приём «Выявление причин и следствий». На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез. Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, может внести изменения в их формулировки. Затем формируются выводы. Заключительным этапом становится публичное представление работ, где дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда.
Формирование метапредметных результатов посредством исследовательских навыков учащихся происходит при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий системы учебников «Школа России».
В структуру уроков вводятся задания исследовательской направленности. На исследовательском занятии полезно использовать прием «Пирамида»: учащиеся в течение урока коллективно выстраивают пирамиду с поэтапным изучением темы. Вершиной будет вывод: ответ на проблемный вопрос. Параллельно дети заполняют динамическую схему на доске. Выдвигают умозаключение. Постепенно выполняя задания, ученики достигают вершины пирамиды. На этапе актуализации знаний полезно использовать приём «Корзина идей».
Реализация представленных форм, методов, приемов исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе обеспечивает положительную динамику формирования исследовательских умений.
Библиографический список
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002. 208с.
2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
3. Семёнова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. № 2. С.71-76.
4. Червинский, П.Д. Диагностика исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста //Исследовательская работа школьников. 2006. №1. С.108-112.
5. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Москва: Просвещение, 2011. 154 с.
Е-mail: ya.sveta3007@yandex.ru