НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фахертдинова Л.Ф. Мастер-класс «Применение метода моделирования на уроках биологии»

Библиографическое описание:
Фахертдинова Л.Ф. Мастер-класс «Применение метода моделирования на уроках биологии» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

(Слайд 1) Добрый день, уважаемые жюри, коллеги! Меня зовут Лейсан Фархатовна. Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.

Я представляю Вам свой мастер класс, как сделать сложное простым, а это можно сделать, при помощи какого метода? Для этого прошу обратить внимание на слайд.

(Слайд 2) Скажите, пожалуйста, что вы видите на слайде? (отвечают – Глобус, и атом)

- Что их объединяет? (они являются моделями)

(Слайд 3) Применение метода моделирования на уроках биологии.

Цель моего мастер класса поделиться опытом применения метода моделирования на своих уроках биологии.

(Слайд 4) «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения:

- формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;

- развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

Можно сказать пока ребенок не пропустит полученную информацию «через себя» в виде представленного объекта, он её не воспримет на должном уровне.

(Слайд 5) С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках:

отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

ребенок не может применить теорию на практике;

ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Как же решить эти проблемы?

Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования. Актуальность заключается в детальном изучении объектов, а также в необычном и интересном подходе к изучению материала по биологии с использованием наглядности, сделанной своими руками.

Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.

(Слайд 6) В основе моделирования лежит модель.

Модель – это некий упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления. Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.

Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений.

Учение о моделировании возникло в средние века. Выдающаяся роль в этом принадлежит Леонардо да Винчи.

Элементы моделирования: Субъект (Кто исследует? - ученик), объект (что исследуется – шляпочный гриб), Модель - продукт (результат) деятельности ученика.

Использование метода моделирования способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности всевозможных связей, контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках.

Моделирование я применяю на своих уроках в 5 – 7 классах. С учащимися мы моделируем растительную и животную клетки, бактерии, грибы – шляпочные, плесневые, дрожжи, простейших животных, строение цветка и многое другое.

Прошу вас, уважаемые коллеги - фокусная группа, поучаствовать в моём мастер-классе и мы с вами будем создавать предметную биологическую модель.

Ваша задача: представить модели, которые можно получить при изучении данной темы – Шляпочные грибы. Одной группе я предоставляю материалы для моделирования (пластилин, вата, нитки, ватные палочки, бумага), которые у вас лежат на партах. Другой группе даю предметы иного характера (накидка для ножки гриба, головной убор для шляпки гриба).

Созданные модели могут использоваться на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.

Защита материалов фокус-групп.

(Слайд 7) Рефлексия.

- Как вы можете применить этот метод на своих уроках? При изучении какой темы?

Я благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемый сегодня методический приём поможет Вам в работе.
2023