Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Парыгина С.А. Роль взаимодействия семьи и ДОУ в патриотическом воспитании дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребёнка, это процесс сложный и длительный.
Воспитание патриотизма очень сложный вопрос в педагогике, не смотря на то, что о нем уже много написано и сказано. Патриотическое воспитание включает в себя множество разнообразных задач. Часто неопытные, но инициативные воспитатели пытаются охватить в работе с детьми как можно больше задач, реализуя сразу несколько направлений, чем совершают большую ошибку. Логичнее определить одну или несколько задач и реализовать их в конкретных, близких детям видах деятельности, не форсируя событий. Дать возможность формирующейся личности пропустить информацию через себя, сделать собственные выводы. Такой подход позволяет уйти от формализации патриотического воспитания, сделать его живым.
Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия.
Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Особенностью нашего детского сада является его расположение в рабочем железнодорожном поселке, большая часть родителей наших воспитанников это работники железнодорожного транспорт, железная дорога стала их судьбой, смыслом их жизни. Благодаря особому укладу «железнодорожной» жизни все «чада и домочадцы» семей железнодорожников ощущают свою кровную связь с дорогой.
Таким образом, перед нами открывается богатый ресурсный материал для нравственно-патриотического развития детей.
За годы работы в данном направлении нам удалось наладить тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Наши педагоги работают в режиме организации единого образовательного пространства с семьей, стараются вовлечь каждую семью в педагогический процесс, сделать их участниками всех проводимых мероприятий.
К нам часто приходят родители-железнодорожники в рамках «Встреч с интересными людьми», рассказывают о своей профессии, проводят с детьми познавательные занятия и викторины, уже сформировалась целая династия таких ответственных родителей (бабушка и папа). Приходят и родители других профессий (библиотекарь, инспектор ГИБДД).
 Воспитанники детского сада выступают с концертными программами в Доме культуры железнодорожников на праздничных вечерах для ветеранов и работников железнодорожного транспорта. Самым ярким событием этого рода, пожалуй, стала подготовка флешмоба ко дню рождения ДВЖД, где дети танцевали вместе с мамами.
В книге отзывов положительные отклики родителей получили такие формы взаимодействия, как организация совместных праздников, концертов, досугов: «Железнодорожная семья – спортивная семья», «Устами младенца (моя железная дорога)».
Помимо всего озвученного родители активно помогают в обустройстве территории, в организации акций и проектов с воспитанниками.
Запомнились детям проекты «Моя железнодорожная семья», «Генеалогическое древо», «Железнодорожная династия». Так редко сейчас мы встречаем примеры семейной преемственности, большие семьи с несколькими поколениями под одной крышей тоже уже редкость, поэтому данные проекты очень значимы в формировании мировоззрения детей.
Дети не только знакомятся с историей родного поселка и профессиями родителей, они видят, сколько труда и сил тратят взрослые, как трепетно, с каким уважением они относятся к своей Родине, к ее прошлому и будущему. Воспитательный результат от такого вида деятельности сложно переоценить, как гласит английская пословица «Не воспитывайте детей – они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Надеемся, наши дети возьмут все самое лучше, что есть в нас сегодня.
Мы живем в период существенных перемен, и сейчас сложно спрогнозировать далекое будущее, когда наши воспитанники начнут самостоятельную жизнь. А сегодня время диктует нам необходимость поиска оптимальных вариантов организации своей деятельности, новых форм работы ДОУ и семьи. Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, которые дают ребенку всестороннее развитие. Задача формирования нравственной личности сложна и многогранна, только в гармоничном взаимодействии семьи и детского сада можно приблизиться к ее решению.

2022