Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Халанова Н.Б. Особенности произвольного кодирования эмоций детьми с нарушениями речи


Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Аннотация. В статье раскрываются возрастные, индивидуальные и гендерные особенности эмоционального развития детей с речевыми нарушениями, в частности, эмоциональной осведомленности и произвольного кодирования эмоций. Представлены результаты диагностического исследования эмоционально-волевой сферы и произвольного кодирования у данной категории детей.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, кодирование эмоций, дети дошкольного возраста, дети с нарушением речи.
Развитие у детей навыков декодирования (распознавания) и кодирования (произвольного показа) эмоций являются одними из важных компонентов эмоционального развития и основных условий успешной социализации в обществе. Ребенок дошкольного возраста при общении должен уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, ориентироваться в различных конфликтных ситуациях, анализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных коммуникативных и эмоциогенных ситуациях.
Многие авторы отмечают, что значительное влияние на процессы кодирования - декодирования эмоций оказывают возрастные, гендерные, психологические особенности, интеллектуальные способности, социокультурные и личностные факторы (Д. Мацумото, Ю.А. Менджерицкая, А.П. Оконешникова, Т.В. Гармаева и др.) [1]. У детей в норме психического, в частности, речевого развития, как отмечает в исследовании М.А. Кузьмищева, представления об эмоциях формируются к концу старшего дошкольного возраста, когда ребенок способен субъективно переживать эмоциональные состояния и учится использовать эмоциональную экспрессию [5].
Что не маловажно, у детей в возрасте от 5 до 7 лет появляется способность соотносить причины эмоций и их внешние проявления. Так Н.Д. Былкина, Д.В. Люсина выделяют уровни сформированности этих способностей. Например, «0»-й уровень характеризуется отсутствием адекватной терминологии для описания, и эмоция совмещается с раздражителем, вызвавшим ее, присуще больше детям до 5 лет. Уровень «А» соответствует возрасту 5-6 лет и свидетельствует о том, что ребенок при анализе эмоционального состояния опирается либо на информацию о ситуации, либо на выражение лица другого человека. При «В» уровне ребенок достигает 6-7 летнего возраста. Здесь у ребенка возникают первые попытки учитывать при анализе состояния сразу два источника информации: ситуации и выражения лица. В результате ребенок называет два чувства, следующие одно за другим, либо два чувства, относящиеся к разным предметам. При этом ребенок не выходит за рамки информации о ситуации. На уровне «С» старше 7 лет происходит полное совмещение двух источников информации: и ситуации, и выражения лица [5].
А.М. Щетинина выделяет шесть типов восприятия эмоций у детей 4-5 и 6-7 лет (довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический и аналитико-синтетический). Каждый из них имеет свою специфику развития, во многом зависит от возраста детей, накопленного опыта и от модальности эмоции. Проведенное экспериментальное исследование Т.В. Гармаевой на примере русских детей и детей-бурят подтвердило ряд различий, обусловленных этнокультурным, возрастным и гендерными особенностями процессов произвольного кодирования эмоций [1]. О гендерных различиях также говорит И.О. Карелина. В частности, что девочки лучше мальчиков справляются с задачей на вербальную и невербальную идентификацию основных эмоций (счастье, печаль, гнев, испуг), понимают сложные эмоции (гордость, смущение), имеют склонность к объяснению эмоций, хорошо ориентируются и понимают по схеме лица и по фотографиям отрицательные эмоции в отличии от мальчиков, так же проявляют высокую осведомленность о собственных эмоциях и об эмоциях других при прослушивании сценариев, основанных на повседневных социальных ситуациях [4].
В дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное развитие речи, эмоционально-волевой сферы, но наряду с развитием присутствуют и некоторые нарушения, в том числе у достаточно большого количества детей отмечаются речевые нарушения разной этиологии и выраженности. Проблема исследования понимания эмоций детьми с нарушениями речи представлена в немногочисленных работах авторов (В.П. Дудьев, А.В. Запорожца, А.А. Моисеева и др.) [2, 3, 6]. Тем не менее, установлено, что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности в развитии эмоциональной сферы: трудности в понимании, интерпретации и вербальном выражении эмоций. По данным Е.О. Смирновой эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с нарушением речи, отличается от ровесников. А именно, для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселые, шумные, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми, снижена познавательная и речевая активность, упрощены эмоциональные проявления [7].
Исследования А.А. Моисеевой показали, что дети дошкольного возраста с ОНР не всегда адекватно в эмоциональном плане реагируют на внешние воздействия, с трудом дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций [6]. Все это не может не отразиться на характере общения детей со сверстниками и не только по причине трудностей выражения своих эмоциональных состояний и желаний, но и в связи непринятием таких детей остальными воспитанниками дошкольных групп. Эти проблемы коммуникативного характера в свою очередь обуславливают специфику психического развития и определяют трудности социализации в целом, в решении которых детям необходима профессиональная помощь взрослых. Однако прежде чем помочь детям с речевыми нарушениями, необходимо тщательно изучить ряд особенностей их эмоционального развития. Что и стало целью нашего исследования, которое было проведено на базе МБДОУ Новонукутский детский сад №6. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с нормальным речевым развитием и 20 детей с нарушением речи (ОНР, III уровень речевого развития). Полученные данные были подвергнуты количественной и качественной обработке и сравнительному анализу по группам.
Критериями диагностики особенностей произвольного кодирования эмоций детьми дошкольного возраста выступили: произвольность, эмоциональная осведомленность и эмоциональный словарь, эмотивность (форма (открытая, закрытая) и пороги эмоционального реагирования), эмоциональное кодирование (пластичность, выраженность, локализации мимических проявлений). Нами были выбраны и проведены следующие методики: модифицированный опросник «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова); изучение особенностей произвольности детей (Е.О. Смирнова), методика диагностики эмотивности ребенка (Е.В. Никифорова). диагностическая проба на изучение произвольного кодирования эмоций 4-х модальностей: радость, печаль, страх, гнев (Е.И. Изотова, Т.В. Гармаева) [1].
Так исследование произвольности детей посредством методики Е.О. Смирновой «Не подглядывай» показало, что в группе с нормой речевого развития 17 детей с высоким уровнем способности управлять своим поведением (85%: 8 мальчиков и 9 девочек), которые смогли ждать с закрытыми глазами 3 минуты и более, не совершив при этом ни одного подглядывания. Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытыми глазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтоб достичь этой цели - некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб не подглядеть. Упорство проявлялось и в том, что дети не пытались подглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались на внешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.). Средний уровень развития волевых качеств характерен для 2 мальчиков и 1 девочки (15%), которые не смогли полностью сосредоточится на достижении цели, отвлекались на специально организованный шум. Не выдерживая однообразного, скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний было небольшим и варьировалось от 1 до 3. Детей с нарушением организации деятельности и произвольности с низкими показателями не было выявлено. Что касается группы детей с речевыми нарушениями, то в данной выборке отсутствуют дети с высокими показателями произвольности; у 2 мальчиков (10%) – средний уровень. Остальные 18 детей (90%: 8 девочек и 10 мальчиков) показали низкий уровень произвольности поведения. Данный уровень характеризуется слабым развитием волевых качеств, для них характерна эмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания. Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) в течение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижению цели (дождаться, пока им дадут игру).
Полученные результаты методики «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова), направленной на изучение характера и объема представлений детей об эмоциональной сфере человека и сформированности эмоционального словаря, показали, что в группе с нормой речевого развития 6 мальчиков и 7 девочек (вместе составили 65% от всей выборки) имеют достаточный объем представлений об эмоциональной сфере человека (высокий уровень). Средние показатели изучаемых параметров показали 4 мальчика и 3 девочки (или 35%), с низким уровнем детей нет. В группе с нарушением речи низкий уровень эмоциональной осведомлённости выявлен у 3 девочек и 9 мальчиков (60%), которые не разбираются в эмоциях других людей, не понимают и не могут их объяснить. Средний уровень показали 5 девочек и 3 мальчика. У этих 40% детей представление об эмоциях недостаточно сформированы. Дошкольников с высоким уровнем не оказалось, что указывает на имеющиеся затруднения детей с нарушением речи в понимании эмоций, эмпатии, кодировании эмоциональных состояниях.
В ходе наблюдения за особенностями эмотивности детей (формы и порога эмоционального реагирования) по методике Никифоровой Е.В. отмечались особенности эмоциональных реакций на событие и средства выражения. У 10 дошкольников с нормой речевого развития (50%: 5 мальчиков и 5 девочек) отмечен высокий уровень эмотивности: открытая форма эмоционального реагирования, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с ярким мимическим реагированием. В другой группе у детей с речевыми нарушениями таких дошкольников не оказалось. Со средним уровнем эмотивности в первой выборке выявлено 5 мальчиков и 5 девочек (или 50%) они достаточно эмоционально реагируют на происходящее, но при этом их переживания носят внутренний характер, а мимические выражения имеют скрытую форму. Среди детей с речевыми нарушениями таких оказалось 3 девочки (15%) с закрытой формой мимического выражения эмоций. Также в этой выборке были и дети с низким уровнем эмотивности: 5 девочек и 12 мальчиков (в общем 85% от всей выборки) со слабой эмоциональной чувствительностью, со скрытым мимическим реагированием.
Кроме того, в нашем исследовании индивидуальных особенностей произвольного кодирования эмоций по таким критериям, как пластичность, выраженности и локализация локализации мимических проявлений посредством проведения диагностической пробы (Е.И. Изотова, Т.В. Гармаева) было выявлено следующее. По критериям пластичности в группе с нормой речевого развития на среднем уровне 8 мальчиков и 6 девочек (70%) с недостаточной скоростью переключения, с наличием следов предшествующей эмоции. У 4 девочек и у 2 мальчиков (30%) выявлен высокий уровень, эти дети легко переключались с одной эмоции на другую, без следов предшествующей эмоции. По показателям выраженности произвольного эмоционального кодирования у 2 мальчиков и 3 девочек отмечен высокий уровень. Что составило в общем 25%. Это указывает на активизацию всех экспрессивных средств (мимика, пантомимика и интонационные средства). У 8 мальчиков и 7 девочек (75%) - средний уровень (использование двух экспрессивных средств при показе предложенных эмоций). По локализации у 3 мальчиков и 5 девочек (55%) высокий уровень мимических проявлений, активизация двух экспрессивных паттернов (верхнего и нижнего). У 6 мальчиков и 5 девочек (40%) средние показатели, с парциальной локализацией одного из мимических паттернов, и у 1 мальчика (5%) низкий уровень. Результаты исследования пластичности и выраженности произвольного кодирования предложенных эмоций в группе детей с нарушениями речи все испытуемые показали средний уровень их развития (100%: 8 девочек и 12 мальчиков). Этот же уровень выявлен по локализации (50%: 2 девочки и 8 мальчиков). Но были и дети (50%: 4 мальчика и 6 девочек) с низкими показателями по данному критерию.
Средние баллы по представленным выше критериям эмоционального развития детей дошкольного возраста отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Средние показатели критериев произвольного кодирования эмоций детьми

Группа

Произвольность

Эмоциональная осведомленность

Эмотивность

Эмоциональное кодирование

пластичность

выразительность

локализация

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

без речевых нарушений

2,85

2,65

2,5

1,7

1,7

1,85

2,8

2,9

2,6

2,7

2,5

2,5

1,7

1,73

1,65

1,75

1,67

2,02

с нарушениями речи

1,1

1,4

1,18

1,32

1,36

0,91

1,16

1,0

1,25

1,6

1,0

1,375

1,35

1,28

1,45

1,21

0,97

0,81

 Данные таблицы 1 очередной раз свидетельствуют о том, что практически по всем критериям эмоционального развития дети с нарушениями речи уступают детям без речевых нарушений. Это касается эмоциональной осведомленности и произвольного кодирования, в котором по всем трем параметрам дети с речевыми нарушениями показали более низкие результаты, то есть они менее экспрессивны и испытывают трудности с кодированием эмоций, причиной чему, возможно, стала изученная нами произвольность, по которой эти дети также выдали более низкие результаты.
Что касается индивидуальных характеристик эмоционального развития, то как видно из средних баллов, в группе с нарушениями речи больше детей, имеющих достаточно выраженные эмоциональные реакции на происходящее, но при внутреннем характере переживаний и скрытой формой мимического выражения (не достаточно ярко это внешне показывают). Именно с такими детьми чаще всего в воспитательно-образовательном процессе возникают трудности взаимодействия, как у сверстников, так и у педагогов. Эти трудности также могут быть обусловлены и особенностями произвольного кодирования, по критериям которого дети с нарушениями речи также показали более низкие данные в сравнении с детьми без речевых нарушений. Результаты гендерного анализа полученных результатов диагностики очередной раз доказали более успешную ориентировку девочек в переживаниях других людей и кодировании своих эмоций и чувств.

Литература

1.       Гармаева Т. В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальное исследование) / Т. В. Гармаева: Монография. - Улан - Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. - 141 с.
2.       Дудьев В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - 2006. - № 2. - С. 22-26.
3.       Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды Москва: Педагогика, 1986. - Т.1. - С. 258 - 259.
4.       Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста / И. О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4.
5.       Коваль Ю. Б. Особенности формирования эмоциональной экспрессии у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Б. Коваль // Современные проблемы психологии семьи. - 2008. - С. 54 - 63.
6.       Социальные эмоции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Специальное образование Материалы IХ Международной научной конференции. - Москва, 2013. - С. 78-82.
7.       Cмирнова Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова – Москва: Школа - пресс, 1997.
2019