Таблица 1.
Средние показатели критериев произвольного кодирования эмоций детьми
Группа
Произвольность
Эмоциональная осведомленность
Эмотивность
Эмоциональное кодирование
пластичность
выразительность
локализация
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
без речевых нарушений2,85
2,65
2,5
1,7
1,7
1,85
2,8
2,9
2,6
2,7
2,5
2,5
1,7
1,73
1,65
1,75
1,67
2,02
с нарушениями речи1,1
1,4
1,18
1,32
1,36
0,91
1,16
1,0
1,25
1,6
1,0
1,375
1,35
1,28
1,45
1,21
0,97
0,81
Данные таблицы 1 очередной раз свидетельствуют о том, что практически по всем критериям эмоционального развития дети с нарушениями речи уступают детям без речевых нарушений. Это касается эмоциональной осведомленности и произвольного кодирования, в котором по всем трем параметрам дети с речевыми нарушениями показали более низкие результаты, то есть они менее экспрессивны и испытывают трудности с кодированием эмоций, причиной чему, возможно, стала изученная нами произвольность, по которой эти дети также выдали более низкие результаты.Литература
1. Гармаева Т. В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальное исследование) / Т. В. Гармаева: Монография. - Улан - Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. - 141 с.