Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Мустафина З.К. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Психология»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов.
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата.
Цель заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Психология»: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, развитие умение учиться, формирование у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, а также проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, усвоения теоретических знаний и освоения практических умений обучающимися.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- применять знания психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы детской психологии;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения.
Студентам предлагаются следующие виды самостоятельной работы:
1. самостоятельное изучение материала по литературным источникам;
2. чтение текста (научной, справочно-информационной, учебной, нормативной литературы);
3. поиск информации в сети Интернет;
4. аналитическая обработка текста, составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста;
5. составление таблиц для обобщения и систематизации учебного материала;
6. ответы на контрольные вопросы;
7. выполнение тестов;
8. составление учебного терминологического словаря по изучаемой теме (глоссария);
9. подготовка письменных сообщений;
10. решение учебных задач на интерпретацию психологических фактов и законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений; 11. анализ психологических текстов;
12. решение проблемных задач, требующих продуктивного мышления и др.;
13. работа со словарем, справочником;
14. подготовка сообщений и эссе по темам;
15. составление кластеров, таблиц, схем, кроссвордов, рекомендаций, требований, подбор упражнений, методов, приемов и т.п.;
16. самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, задачи, тесты);
17. подготовка доклада и написание тезисов доклада;
18. написание реферата, подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии;
19. написание курсовой работы, подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой работы).
Предлагаемые задания охватывают все разделы и темы учебной дисциплины. Студент имеет возможность получить консультации у преподавателя по вопросам, возникающим в ходе самостоятельного выполнения заданий, при личной встрече и с помощью информационных средств.
Для закрепления и систематизации изученного, а также выявления качества и уровня овладения знаниями по вопросам общей психологии студентам предлагаю разработать таблицу «Установи соответствие между термином и определением». Ниже представлена одна из выполненных таблиц.
Таблица 1. Установи соответствие между термином и определением (проведи стрелки)
1. Воображение
1. Метод сбора фактов в специально созданных условиях
2. Память
2. Свойство мозга отражать окружающий мир
3. Речь
3. Сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию
4. Синтез
4. Совокупность приемов, облегчающих запоминание
5. Узнавание
5. Это соединение отдельных элементов, признаков в единое целое
6. Мнемоника
6. Процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их воздействии на органы чувств
7. Психика
7. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка
8. Эксперимент
8. Происходит при повторении, мы что-то видим и узнаем
9. Ощущение
9. Создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше
10. Восприятие
10. Простейшая форма психического отражения отдельных свойств предметов и явлений

Творческому применению полученных знаний способствуют задания, в которых необходимо объяснить определенные термины (студенты сами разрабатывают задания). Например:
Найди лишнее понятие, подчеркни, назови одним словом:
1. Психические состояния, психические свойства, психика, психические процессы.
2. Сравнение, анализ, типизация, синтез.
3. Агглютинация, гиперболизация, конкретизация, типизация.
4. Сосредоточенность, умозаключение, устойчивость, переключение.
5. Сохранение, переключение, забывание, воспроизведение.
6. Понятие, суждение, анализ, умозаключение.
7. Внешняя, внутренняя, сенсорная, кинестическая.
8. Устойчивый интерес, депрессия, характер, творческий подъем.
9. Ощущение, направленность, воображение, речь.
10. Направленность, темперамент, способности, апатия.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, отчетливость, полнота и глубина);
– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;
– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;
– умение переносить типовые способы решения задач в новые условия;
– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;
– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);
– оформление материала в соответствии с требованиями

Библиографический список:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня, 2003 №5
2. Лебедев В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психологические механизмы познавательного обучения // Управление познавательной деятельностью: Методические основы. Ярославль, 1978.
3. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
4.Щербакова Е. В. «Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам», 2011 г.
2019