Актуальные вопросы дошкольного образования

Федотова Л.В., Гаврияшева Т.А. Мастер – класс для педагогов по теме «Игра, как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Библиографическое описание:
Федотова Л.В., Гаврияшева Т.А. Мастер – класс для педагогов по теме «Игра, как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Народная поговорка гласит:

«Грамоте учиться – всегда пригодится!»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные понятия такие, как «звук», «гласный», «согласный твёрдый», «согласный мягкий». Эти понятия не видны детям в их привычном мире, их нельзя увидеть, потрогать.

И здесь на помощь педагогам и специалистам приходят - игровые технологии. В своей работе я использую следующие игровые технологии.

1. Использование в ходе занятий литературных или сказочных героев.

Обычно ввожу такого героя, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям выполнять задания или проверяет правильность выполнения задания.

Дети, включаясь в игру, помогают персонажу выбрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова.

Так у меня в кабинете поселились: Домовёнок Кузя, Совы, улитка Ульяна, Лунтик, Робот Рома, Фиксики, Снеговик Саша, Царевна – Лягушка, Конь Юлий, БукваЕды, гусеница Юля. Особое внимание уделяю тому, чтобы персонажи были выполнены из различного материала, имели разный размер, форму. И конечно, каждый герой имеет свой характер.

Все персонажи соответствуют требованиям к игрушкам в ДОУ они:

ü Эстетичны;

ü Реалистичны;

ü Безопасны для здоровья детей;

ü Имеют обучающую ценность;

ü Не провоцируют детей на агрессию;

ü Интересны и запоминающиеся.

2. Применяю в работе игровые ситуации. В процессе занятия создаю, так называемое «игровое поле». Использую такую форму работы, как занятия-путешествия, проблемная ситуация, проектная деятельность.

Занятия такого рода вызывают огромный интерес и оживление у детей.

3. Использование наглядного материала: При ознакомлении со звуками, на начальном этапе, знакомлю детей с Звуковичками. Дети находят соответствующего звуку Звуковичка: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении терминов.

4. Использование игр и игровых упражнений. Особое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте я уделяю играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе игры показываю детям, как необходимо выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают мне в этом.

Каждая из игр включает в себя: игровую задачу, игровые действия, правила и результат игры.

Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, интересно, без принуждения организовать обучение детей.

Игра помогает мне организовать индивидуальную работу с детьми, обогащает её новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь у моих воспитанников.

- Дидактическое пособие «Умный куб»включает в себя игры: «Составь слово», «Сколько слогов?», «Где звук?», «Сделай звуко - буквенный анализ…», они служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове и др. Данное пособие удобно брать на прогулку.

- В игре «Круги Луллия»- дети закрепляют навык чтения слогов и слов.

- В игре «Кольца Луллия», совершенствуют навык составлять слова и делать анализ слов.

Изготавливаю игры из подручных материалов. Так, например обычные подставки под горячее, превращаются в игровое поле к играм «Назови гласный или согласный звук», «Найди букву».

Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я изготавливаю, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со звуками, буквами, словами родного языка. Многие игры у детей становятся любимыми, ребята берут их домой, играют с родителями дома, затем возвращают в детский сад. Такое взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, значительно повышает качество подготовки детей.

Коллеги, предлагаю вам на практике убедиться в эффективности использования игр.

Пригласить коллег поиграть!

Логопед берёт игрушечный микрофон «Говоруша»

Игра «Интервью»

Логопед: Добрый день коллеги, представьтесь, пожалуйста. Какой первый (или последний) звук в вашем имени? А он какой? Сколько слогов в вашем имени? А какой слог ударный? А вас, как зовут? И т.д.

Например: меня зовут Лариса, первый звук в моем имени Л, он согласный, твёрдый звук, Л – звонкий звук. В моём имени 3 слога. Второй слог ударный»

Предложить на выбор участникам медальоны красного или синего цвета.

Получилось две команды:

1- команда «Гласные», 2- команда – «Согласные

Игры – соревнования до 3 слогов.

Побеждает команда, которая быстрее остальных соберёт три слога и составит из них слово (ПО-БЕ-ДА)

Разминка.

1. Музыкальная игра «Чтобы книжки нам читать…»

Ход игры:

Участники, взявшись за руки, идут по кругу (один стоит в центре круга, в руках у него кубик с буквами на каждой грани) ипоют:

«Чтобы книжки нам читать – надо буквы изучать (2 раза)

Останавливаются.

Затем игрок, стоящий в центре с кубом, прыгает подскоками по кругу под музыку, затем останавливается у любого игрока и показывает ему букву на кубе.

Остальные ему хлопают и говорят:

«Если букву ты узнал, слово быстро нам назвал».

Участник называет слово на указанную букву.

Затем игроки меняются местами. Игра продолжается.

Ведущий отдаёт каждой команде по слогу «ДА»

2. Слоговые дорожки»

Ход игры:

Перед игроками две дорожки: одна из 6 кругов красного цвета, а другая из 6 кругов синего цвета. В каждом круге лежит напечатанный слог буквами вниз.

Игроки по одному из каждой команды, располагаются в начале слоговых дорожек. Вторые игроки команд, остаются у мольбертов. Ведущий вращает стрелку на часах с делениями красного и синего цвета. Если стрелка остановилась на делении синего цвета, то игрок, стоящий на слоговой дорожке синего цвета, делает шаг вперёд, переворачивает карточку со слогом, читает его, составляет слово, которое бы начиналось на этот слог. Второй игрок пишет названное слово на доске, делает его звуко - буквенный анализ.

Ведущий вновь вращает стрелку - игра продолжается.

Побеждает команда, которая быстрее всех пройдёт слоговую дорожку и выполнит все задания.

Команда победителей получает карточку со слогом.

3. «Лови мух»

Ход игры:

Каждая команда выбирает себе конверт с загадкой.

(Загадки сочинили дети)

1 загадка: Они добры, прекрасны и милы,

Они справедливы и строги,

Объясняют про слова и слоги.

Ну конечно…

(педагоги)

2 загадка:

Чтоб не случались в речи беды,

На помощь всегда спешат …

(логопеды)

Игрокам необходимо прочитать загадку, найди отгадку. С помощью мухобоек поочерёдно принести по одной мухи. На мухах напечатаны слоги, составить отгадку. (Мухи изготовлены из фоамирана, расположены на столе в центре зала).

Сделать звуко – буквенный анализ слова - отгадки.

4. «Найди букву»

Ход игры:

Перед игроками игровое поле формата А3, на котором напечатаны буквы. Напротив, на столе, стоят перевёрнутые бумажные стаканчики на донышках, которых написаны буквы. Игрокам необходимо, по очередно, найти стаканчик с буквой, которая есть на игровом поле и накрыть им нужную букву.

Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт и закрое все буквы на игровом поле.

Команда победителей получает карточку со слогом.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Игры помогают мне, решать поставленные задачи в обучении и воспитании детей.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни детей. И то, насколько интересно он будет проходить, во многом зависит от нас с вами, нашего терпения, доброжелательности. Пусть дети в игре чувствуют свой успех, делают свои маленькие "открытия" и с радостью идут на каждое занятие.
2024-03-06 10:23 2024