Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
«Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».
К. Ушинский
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский.
Сроки реализации: среднесрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели средней группы № 10 и подготовительной группы №1.
Проблема:
У детей недостаточно сформированы практические навыки по трудовому воспитанию.
Актуальность: Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Труд пропитывает всю жизнь дошкольника. Не следует забывать, что обучение детей трудовым навыкам - это лишь одна сторона деятельности педагога. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у дошкольника. Ведь результат труда:
- чисто вымытые растения, новые поделки из природного материала, отремонтированные книги - зависит не только от наличия тех или иных навыков, но и от умения детей прилагать усилия, старание, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе деятельности. Если это забывается, труд остается нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание детей. Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для трудового воспитания дошкольников - одна из важных задач педагога.
Однако практика показала, что одного взаимодействия педагога-наставника недостаточно для полной сформированности трудовых навыков, и лучшим способом для достижения нашей цели мы решили выбрать взаимодействие детей нашей группы с воспитанниками подготовительной группы.
Кроме того, при таком взаимодействии важно учитывать и наиболее успешное и эффективное развитие коммуникативных навыков и старших, и младших дошкольников.
Цель проекта: разработка новых подходов к проблеме организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста через взаимодействие со старшими дошкольниками.
Детская цель: приобретение навыка ухода за растениями.
Задачи:
-Формировать положительные качества личности, развивать познавательные процессы воспитанников.
-Способствовать развитию ответственного отношения за порученное задание, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
-Развивать трудовые навыки, дать возможность осознать необходимость своего труда, ощутить радость от совместной трудовой деятельности с ровесниками и старшими детьми.
-Воспитывать у детей желание участвовать в совместной межвозрастной трудовой деятельности.
Планируемый результат:
1.При разновозрастном взаимодействии дети овладеют всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе деятельности у ребят будут сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы дети младшей и подготовительной группы будут проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать, доводя дело до конца, контролируя себя.
4. Будут сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей. Об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу
5. В процессе коллективной трудовой деятельности у детей сформируется умение и навык согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Новизна проекта: использование инновационных технологий при реализации проекта, а именно: технология проектной деятельности, ИКТ технология, личностно-ориентированная технология, использование технологии моделирования и решение проблемных ситуаций (технология «ситуации»), а также ТРИЗ и РТВ технологии.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Продукт проекта:
1.Разработка тематического планирования и внедрение инновационных форм работы при разновозрастном взаимодействии детей в трудовом воспитании.
2. Создание картотеки ТРИЗ и РТВ игр по трудовому воспитанию.
Этапы совместного проекта:
«Юные наставники»
Итог проведенного проекта «Юные наставники» по межвозрастному взаимодействию средней группы № 10 и подготовительной группы №1:
1.При разновозрастном взаимодействии дети овладели всей суммой умений, соответствующих возрасту, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе деятельности у ребят сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы в совместном проекте дети младшей и подготовительной группы развили умение и навык проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать, доводя дело до конца, контролируя себя.
4. Сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей. Уважительное отношение к труду, уважение и взаимопомощь друг другу
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети развили умение согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, что подтверждает полную реализованность совместного межгруппового проекта «Юные наставники». Данный проект апробирован в МАДОУ «Детский сад № 114».Используемая литература:
1. Р.С, Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
3. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.
4. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.- 210 с.
6. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.И. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) ». В 2ч. 4.1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду/ Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1988. -256с.
8. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983.- 157 с.
9. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Подготовительная группа: Разработки занятий/Корифей, - М.: 2009.
«Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».
К. Ушинский
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский.
Сроки реализации: среднесрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели средней группы № 10 и подготовительной группы №1.
Проблема:
У детей недостаточно сформированы практические навыки по трудовому воспитанию.
Актуальность: Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания. Труд пропитывает всю жизнь дошкольника. Не следует забывать, что обучение детей трудовым навыкам - это лишь одна сторона деятельности педагога. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у дошкольника. Ведь результат труда:
- чисто вымытые растения, новые поделки из природного материала, отремонтированные книги - зависит не только от наличия тех или иных навыков, но и от умения детей прилагать усилия, старание, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе деятельности. Если это забывается, труд остается нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание детей. Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для трудового воспитания дошкольников - одна из важных задач педагога.
Однако практика показала, что одного взаимодействия педагога-наставника недостаточно для полной сформированности трудовых навыков, и лучшим способом для достижения нашей цели мы решили выбрать взаимодействие детей нашей группы с воспитанниками подготовительной группы.
Кроме того, при таком взаимодействии важно учитывать и наиболее успешное и эффективное развитие коммуникативных навыков и старших, и младших дошкольников.
Цель проекта: разработка новых подходов к проблеме организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста через взаимодействие со старшими дошкольниками.
Детская цель: приобретение навыка ухода за растениями.
Задачи:
-Формировать положительные качества личности, развивать познавательные процессы воспитанников.
-Способствовать развитию ответственного отношения за порученное задание, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
-Развивать трудовые навыки, дать возможность осознать необходимость своего труда, ощутить радость от совместной трудовой деятельности с ровесниками и старшими детьми.
-Воспитывать у детей желание участвовать в совместной межвозрастной трудовой деятельности.
Планируемый результат:
1.При разновозрастном взаимодействии дети овладеют всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе деятельности у ребят будут сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы дети младшей и подготовительной группы будут проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать, доводя дело до конца, контролируя себя.
4. Будут сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей. Об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу
5. В процессе коллективной трудовой деятельности у детей сформируется умение и навык согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Новизна проекта: использование инновационных технологий при реализации проекта, а именно: технология проектной деятельности, ИКТ технология, личностно-ориентированная технология, использование технологии моделирования и решение проблемных ситуаций (технология «ситуации»), а также ТРИЗ и РТВ технологии.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Продукт проекта:
1.Разработка тематического планирования и внедрение инновационных форм работы при разновозрастном взаимодействии детей в трудовом воспитании.
2. Создание картотеки ТРИЗ и РТВ игр по трудовому воспитанию.
Этапы совместного проекта:
«Юные наставники»
Итог проведенного проекта «Юные наставники» по межвозрастному взаимодействию средней группы № 10 и подготовительной группы №1:
1.При разновозрастном взаимодействии дети овладели всей суммой умений, соответствующих возрасту, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе деятельности у ребят сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы в совместном проекте дети младшей и подготовительной группы развили умение и навык проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать, доводя дело до конца, контролируя себя.
4. Сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей. Уважительное отношение к труду, уважение и взаимопомощь друг другу
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети развили умение согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, что подтверждает полную реализованность совместного межгруппового проекта «Юные наставники». Данный проект апробирован в МАДОУ «Детский сад № 114».Используемая литература:
1. Р.С, Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
3. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.
4. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.- 210 с.
6. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.И. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) ». В 2ч. 4.1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду/ Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1988. -256с.
8. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983.- 157 с.
9. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Подготовительная группа: Разработки занятий/Корифей, - М.: 2009.