НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кудрина Н.М. Учимся планировать образовательную работу с учётом программы «Мозаика»

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Второй год коллектив нашего детского сада участвует в апробации образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», авторами-составителями которой являются В.Ю.Белькевич, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. Для ознакомления с программой «Мозаика» творческая группа детского сада посетила обучающие семинары, прослушала вебинары, которые были организованы авторами программы и представителями издательства «Русское слово-учебник». Процесс апробации программы диктовал необходимость изменений в методической работе, в повышении профессионализма педагогических кадров.
Наряду с изучением содержания программы, первые мероприятия посвятили планированию деятельности воспитателей. Так как планирование образовательной работы в ДОО является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.
А так же планирование считается одним из важнейших составляющих качества дошкольного образования. В ходе семинаров - практикумов педагоги уточнили, что план работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Изучая литературу, выяснили, что единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме. Подробно остановились на необходимости учитывать принципы и условия планирования:
·          Комплексно-тематический принцип планирования.
·          Выделение целей и задач планирования на определённый период работы, соотнесение их с ООП ДО, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс.
·          Чёткое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода.
·          Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
Авторы программы «Мозаика» в планировании образовательной деятельности сделали акцент на последовательности освоения окружающего мира по темам: «увидеть, услышать, обыграть, создать». А также особенностью планирования образовательной деятельности по программе «Мозаика» - значительное сокращение количества бумажной работы, объёма планирования, чтобы увеличить время для «непосредственного общения, взаимодействия воспитателя с детьми и их родителями». Это достигается тем, что к программе «Мозаика» выпущен ряд изданий программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный парк». В «Педагогический портфель воспитателя» входит серия журналов: «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО», «Журналы взаимодействия с родителями», «Журналы педагогической диагностики». Они предусмотрены для каждой возрастной группы детского сада, чтопомогает педагогам эффективно проектировать образовательный процесс с детьми на основе положений ФГОС ДО, ПООП ДО и образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Журналы для каждой возрастной группы детского сада планирования образовательной деятельности в ДОО» включают разнообразные табличные формы, которые позволяют наглядно систематизировать общую информацию о детях группы.
Авторы программы «Мозаика» объединили важные и полезные приложения в «Журнал планирования образовательной деятельности в ДОО». Начинается журнал с таблицы «Сведения о детях и родителях», а за ним расположен «Листок здоровья детей». Эти сведения педагоги вносят в журнал в начале учебного года.
 В журнал входит и «Табель посещаемости детей на год», который заполняется каждый день и является обязательной документацией воспитателя.
Для эффективного осуществления образовательного процесса и индивидуализации образования педагоги имеют возможность заполнить список детей по подгруппам на 1 и 2 полугодия.
 В приложении представлен примерный режим дня для тёплого и холодного периодов года, рекомендованный программой «Мозаика».
Имеется примерное комплексно-тематическое планирование. Воспитатели каждой группы могут, внося изменения и дополнения в него, создать своё, с учётом особенностей группы, различных событий, мероприятий, проходящих на разных уровнях, интересов детей и взрослых, традиций группы и детского сада. Перспективный план участия группы в коллективных мероприятиях составляется на основе годового плана ДОО.
В журнале есть таблица «Расписание организованной образовательной деятельности», которое является ориентиром при планировании работы с детьми на каждый день.
Воспитатели выписывают из программы задачи, способствующие воспитанию положительных качеств и положительных взаимоотношений в среде детей в таблицу «Планирование воспитательных задач на учебный год». Эти задачи будут решаться воспитателями в течение учебного года постоянно и в любых ситуациях.
В таблице «Комплексы утренней гимнастики» воспитателям достаточно указать номер карточки с комплексом утренней гимнастики.
Основное место в журнале отведено таблицам «Планирование образовательного процесса в … группе (сентябрь - август)».
Первый шаг в планировании – определить цель, поставить комплексные образовательные задачи на неделю, которые лежат в основе проектирования предметно-развивающей среды, выбора содержания деятельности, включая общение педагога с детьми и их родителями.
Авторами программы предложено планировать образовательную деятельность на оптимальный период – неделю. Но по желанию воспитателей можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день – эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме. Календарное планирование разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО. На методических объединениях воспитатели детского сада изучили примерный алгоритм составления плана на неделю. Осваивая новую форму плана и способ планирования, осуществляли все действия пошагово.
1 шаг. Постановка последовательных образовательных (обучающих и развивающих) задач на неделю. Воспитательные задачи являются сквозными и решаются в постоянном режиме, и запланированы на учебный год. Программа «Мозаика» предлагает перечень образовательных задач и воспитатели выбирают предложенные задачи, а могут сформулировать их самостоятельно. Педагоги сами определяют количество задач. Как показывает практика, целесообразность выбора задач зависит от личного опыта, творческого подхода педагога, методической литературы.
2 шаг. Подбор оптимальных форм взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами. В материалах приложения к журналу предлагаются интересные подсказки для планирования совместной деятельности педагогов с детьми в режиме дня (формы, методы образовательной деятельности, виды детской деятельности, ситуации повседневного общения). В конце каждого месяца рекомендуется проводить кульминационное событие, которое объединяет все виды деятельности. Воспитатели определяют его форму, это может быть развлечение, праздник, досуг, мастерская или выставка детских работ и т.д.
3 шаг. Определение новых слов для введения в активный словарь детей.
4 шаг. Внесение дополнений (изменений) в развивающую предметно-пространственную среду. В программно-методическом комплексе дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» подобрано оборудование, пособия, игры и игрушки для создания современной среды в группе детского сада.
5 шаг. Планирование групповой и индивидуальной работы для коррекции развития детей.
 В ходе практикумов педагоги внесли предложение дополнить в таблице планирования строку, в которой укажут формы, тему работы, для реализации задач по ознакомлению с малой родиной.
Ежедневно в конце дня воспитатели готовят для родителей мини-отчёт о том, какие были организованы виды деятельности детей для решения запланированных образовательных задач. (5-6 предложений, текст отчёта излагается просто и понятно).
При освоении нового способа планирования у педагогов возникали затруднения. Педагоги с большим трудом определяются с выбором и формулировкой, количеством образовательных задач. Не всегда запланированные виды деятельности они соотносят с темой недели. Из-за недостаточного знания педагогами возрастных особенностей воспитанников, возникают затруднения в подборе содержания и форм деятельности в соответствии с возрастом. Отсутствует умение видеть педагогический процесс в целом, взаимосвязь и взаимодополняемость мероприятий. Каждый педагог испытал затруднения при определении кульминационного образовательного события, при подборе формы и содержания. На практике видно, что не все педагоги замечают и проявляют внимание к возникающим и меняющимся интересам детей. Данные показывают затруднения педагогов в нахождении баланса между объёмом заранее запланированных тем и темами, которые возникли в процессе самой образовательной деятельности.
Методическое сопровождение процесса планирования представлено в виде перспективных планов, методических рекомендаций, книг, пособий и картотек – имеется серия «Картотека воспитателя». (Например: Тематические дни. Тематические прогулки. Тематические недели). Поэтому мы запланировали дальнейшее изучение всех предложенных материалов программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК».
Предложенная в данном журнале форма планирования предоставляет воспитателям возможность гибко моделировать образовательную деятельность на каждую неделю, исключить формализм и шаблонность.
В процессе проводимой работы воспитатели детского сада поняли, что главное - это обеспечить воспитанников содержательной и интересной деятельностью, создавать условия для развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка.

Библиографический список

1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: планирование работы дошкольной образовательной организации на учебный год: методическое пособие. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018. 148 с.
2. Журнал планирования образовательной деятельности в ДОО: группа раннего возраста / авт. Сост. В.Ю. Белькевич, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. М.: «Русское слово – учебник», 2019. 168 с.
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» /авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014г. 464с.
2020