Библиографическое описание:
Трефилова О.А., Дрозд Е.П. Праздник как часть завершающего этапа работы по проекту // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Педагоги дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга объединились в творческой группе «Организация педагогических проектов воспитательного характера с активным включением в их реализацию родительской общественности».
Педагоги Трефилова О.А. и Дрозд Е.П. представили проект «Играем сказку». Это опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования, реализующих программы художественной направленности разных областей культуры – декоративно-прикладное творчество и музицирование в классе аккордеона.
Результат интеграции – проект с участием детей, подростков 6-12 лет из творческого коллектива «Народная игрушка», класса аккордеона и их родителей.
Цель проекта:
создание условий для приобретения позитивного социального и культурного опыта взаимодействия детей и взрослых в различных видах продуктивной деятельности (декоративно-прикладное творчество, музыкальное творчество, театрализация).[9]
Задачи:
· приобщение к традиционной культуре русского народа (развитие речи; развитие познавательного интереса);
· создание условий для освоения новых знаний о возможностях музыканта и художника в передаче характеров персонажей сказки «Колобок» (ознакомление с работой художников-иллюстраторов русских народных сказок, ознакомление с некоторыми приемами использования шумовых музыкальных инструментов России);
· создание условий для овладения отдельными приемами театрализации сказки «Колобок» с применением выполненных кукол (освоение приемов выполнения бумажных кукол на палочках для театрализации (декоративно-прикладное творчество), овладение простейшими приёмами театрализации).
Этапы:
I. Подготовительный.
Составление плана проекта. Обсуждение проекта в группах учащихся.
II. Введение в проект.
Беседа. Пересказ учащихся: русская народная сказка «Колобок». Обсуждение: персонажи, костюмы.
Праздник по народному календарю Масленица с возможностью игры с народными инструментами.
III. Информационный.
Подбор литературы в библиотеках района: «Русские народные сказки» (с иллюстрациями разных художников).
Экскурсия в класс аккордеона ДДЮТ «На Ленской».
Экскурсия ребят из класса аккордеона в класс коллектива «Народная игрушка».
Экскурсия в Детский музейный центр исторического воспитания (культурные традиции семьи, семейный отдых, приемы театрализации в самодеятельном театре).
Самостоятельный поиск информации в сети Интернет на тему «Шумовые народные инструменты».
Прослушивание музыкальных пьес с сопровождением муз. шумовых инструментов.
IV. Практическая работа.
Мастер-класс для семейной аудитории: знакомство участников, изготовление плетёнок, знакомство с шумовыми инструментами.
Самостоятельная работа детей и родителей:
Домашнее музицирование с использованием народных шумовых инструментов.
Подготовка сказки-концерта.
Мастер-класс по изготовлению «кукол на палочках» для кукольного спектакля «Колобок».
Репетиции театрализации по сказке «Колобок».
Репетиции пьес в классе аккордеона.
V. Итоговый (завершающий).
Генеральная репетиция двух коллективов
Праздник «Весёлая компания».
Выставка работ участников проекта.
Награждение участников в группах.
Для проведения праздника нужны:
· Импровизированная ширма или занавес (изображение леса).
· Куклы на палочках – куклы для театрализации.
· Музыкальные инструменты:
ü аккордеоны для учащихся;
ü группа ударно-шумовых инструментов (ложки, трещётки, коробочка, копытца, бубен, шаркунки);
ü группа мелодических инструментов (свистульки, треугольник, колокольчики, металлофон, ксилофон).
· Распечатанный текст песни «Большой секрет», слова Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина на каждого родителя.
· Видеокамера, фотокамера.
Сценарный ход праздника для учащихся и родителей
«Веселая компания» (праздник с народным характером)
1. Сказка-концерт по сказке «Колобок».
Ведущий рассказывает текст «от автора». Учащиеся класса аккордеона, педагог Дрозд Е.П., играют небольшие пьесы-характеристики героев сказки «Колобок». Учащиеся коллектива «Народная игрушка», педагог Трефилова О.А., выполняют театрализацию, в соответствии с выбранными героями сказки (с куклой в руке ходят по импровизированной сцене, походкой, голосом, изображая выбранного персонажа, говорят «слова» своего героя).
2. Музыкальные загадки. Играют учащиесякласса аккордеона, отгадывают все участники праздника.
3. «Народная песня».
«Этюд на русскую тему», композитор В. Лушников (переложила для оркестра шумовых инструментов (с сольным исполнением партии аккордеона) педагог Дрозд Е.П.).
Играют учащиеся класса аккордеона. Учащиеся коллектива «Народная игрушка» сопровождают игрой на шумовых инструментах.
4. Песня "Большой секрет для маленькой компании...",» (муз. С. Никитина). Играют учащиеся класса аккордеона. Родители и дети поют.
5. Вальс. Играет учащийся класса аккордеона. Дети коллектива «Народная игрушка» танцуют (по желанию, как умеют).
6. «Народная песня».
Украинская народная песня "Ехал козак". Играют учащиеся класса аккордеона. Общий номер для родителей: родители сопровождают мелодию игрой на народных шумовых инструментах.
7. Благодарность всем участникам проекта.
Результаты проекта
Каждый участник проекта приобрёл новые представления о возможностях композитора, музыканта, художника, театрального режиссера и декоратора по представлению народной сказки.
Участники проекта – дети и родители - приобрели опыт позитивного взаимодействия во время изготовления кукол-игрушек, плетёнок из бумаги по мотивам бересты, плёнок из ниток – браслетов и очелья.
Учащиеся коллектива «Народная игрушка» познакомились с приемами изготовления бумажных кукол для театрализации, и получили первый опыт их применения; познакомились с народными шумовыми инструментами, и приобрели первый опыт их качественного применения.
Учащиеся класса аккордеона получили возможность для продуктивного взаимодействия с ребятами младшего возраста на репетициях, празднике.
Родители и дети сплотились при проведении проекта (совместная работа, народные игры). Дети и взрослые стали участниками интегрированного итогового мероприятия – праздника «Веселая компания». [9]
Проект создал условия для совершенствования качества взаимодействия семей учащихся и ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», содействовал освоению российской национальной культуры. В процессе реализации постоянно подтверждалась удовлетворенность родителей и детей совместной деятельностью. [9]
Библиографический список
1. Детский сайт. Сказка «Колобок» [Электронный ресурс]. URL:
https://detskiy-site.ru/skazki/narodnye/russkie-narodnye/kolobok
(дата обращения: 20.03.2023).
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-пресс, 2020.
3. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». – М: Владос, 2001.
4. Муравьева Е., Емельянова И. Любимые этюды для аккордеона. – СПб: Композитор, 2020.
5. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М: Владос, 2001.
6. Тексты песен. [Электронный ресурс]. URL:
https://lyricsworld.ru/Tatyana-i-Sergey-Nikitinyi/Bolshoy-sekret-dlya-malenkoy-kompanii-621374.html(дата обращения: 20.03.2023).
7. Трефилова О.А. Проект «Играем сказку» // Мастер-класс. - 2023. - №3/2023.
8. Юхно С. Аленкины гости (песенки и потешки для баяна и аккордеона). – СПб.: Союз художников, 2002.
Трефилова О.А., Дрозд Е.П. Праздник как часть завершающего этапа работы по проекту // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Педагоги дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга объединились в творческой группе «Организация педагогических проектов воспитательного характера с активным включением в их реализацию родительской общественности».
Педагоги Трефилова О.А. и Дрозд Е.П. представили проект «Играем сказку». Это опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования, реализующих программы художественной направленности разных областей культуры – декоративно-прикладное творчество и музицирование в классе аккордеона.
Результат интеграции – проект с участием детей, подростков 6-12 лет из творческого коллектива «Народная игрушка», класса аккордеона и их родителей.
Цель проекта:
создание условий для приобретения позитивного социального и культурного опыта взаимодействия детей и взрослых в различных видах продуктивной деятельности (декоративно-прикладное творчество, музыкальное творчество, театрализация).[9]
Задачи:
· приобщение к традиционной культуре русского народа (развитие речи; развитие познавательного интереса);
· создание условий для освоения новых знаний о возможностях музыканта и художника в передаче характеров персонажей сказки «Колобок» (ознакомление с работой художников-иллюстраторов русских народных сказок, ознакомление с некоторыми приемами использования шумовых музыкальных инструментов России);
· создание условий для овладения отдельными приемами театрализации сказки «Колобок» с применением выполненных кукол (освоение приемов выполнения бумажных кукол на палочках для театрализации (декоративно-прикладное творчество), овладение простейшими приёмами театрализации).
Этапы:
I. Подготовительный.
Составление плана проекта. Обсуждение проекта в группах учащихся.
II. Введение в проект.
Беседа. Пересказ учащихся: русская народная сказка «Колобок». Обсуждение: персонажи, костюмы.
Праздник по народному календарю Масленица с возможностью игры с народными инструментами.
III. Информационный.
Подбор литературы в библиотеках района: «Русские народные сказки» (с иллюстрациями разных художников).
Экскурсия в класс аккордеона ДДЮТ «На Ленской».
Экскурсия ребят из класса аккордеона в класс коллектива «Народная игрушка».
Экскурсия в Детский музейный центр исторического воспитания (культурные традиции семьи, семейный отдых, приемы театрализации в самодеятельном театре).
Самостоятельный поиск информации в сети Интернет на тему «Шумовые народные инструменты».
Прослушивание музыкальных пьес с сопровождением муз. шумовых инструментов.
IV. Практическая работа.
Мастер-класс для семейной аудитории: знакомство участников, изготовление плетёнок, знакомство с шумовыми инструментами.
Самостоятельная работа детей и родителей:
Домашнее музицирование с использованием народных шумовых инструментов.
Подготовка сказки-концерта.
Мастер-класс по изготовлению «кукол на палочках» для кукольного спектакля «Колобок».
Репетиции театрализации по сказке «Колобок».
Репетиции пьес в классе аккордеона.
V. Итоговый (завершающий).
Генеральная репетиция двух коллективов
Праздник «Весёлая компания».
Выставка работ участников проекта.
Награждение участников в группах.
Для проведения праздника нужны:
· Импровизированная ширма или занавес (изображение леса).
· Куклы на палочках – куклы для театрализации.
· Музыкальные инструменты:
ü аккордеоны для учащихся;
ü группа ударно-шумовых инструментов (ложки, трещётки, коробочка, копытца, бубен, шаркунки);
ü группа мелодических инструментов (свистульки, треугольник, колокольчики, металлофон, ксилофон).
· Распечатанный текст песни «Большой секрет», слова Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина на каждого родителя.
· Видеокамера, фотокамера.
Сценарный ход праздника для учащихся и родителей
«Веселая компания» (праздник с народным характером)
1. Сказка-концерт по сказке «Колобок».
Ведущий рассказывает текст «от автора». Учащиеся класса аккордеона, педагог Дрозд Е.П., играют небольшие пьесы-характеристики героев сказки «Колобок». Учащиеся коллектива «Народная игрушка», педагог Трефилова О.А., выполняют театрализацию, в соответствии с выбранными героями сказки (с куклой в руке ходят по импровизированной сцене, походкой, голосом, изображая выбранного персонажа, говорят «слова» своего героя).
2. Музыкальные загадки. Играют учащиесякласса аккордеона, отгадывают все участники праздника.
3. «Народная песня».
«Этюд на русскую тему», композитор В. Лушников (переложила для оркестра шумовых инструментов (с сольным исполнением партии аккордеона) педагог Дрозд Е.П.).
Играют учащиеся класса аккордеона. Учащиеся коллектива «Народная игрушка» сопровождают игрой на шумовых инструментах.
4. Песня "Большой секрет для маленькой компании...",» (муз. С. Никитина). Играют учащиеся класса аккордеона. Родители и дети поют.
5. Вальс. Играет учащийся класса аккордеона. Дети коллектива «Народная игрушка» танцуют (по желанию, как умеют).
6. «Народная песня».
Украинская народная песня "Ехал козак". Играют учащиеся класса аккордеона. Общий номер для родителей: родители сопровождают мелодию игрой на народных шумовых инструментах.
7. Благодарность всем участникам проекта.
Результаты проекта
Каждый участник проекта приобрёл новые представления о возможностях композитора, музыканта, художника, театрального режиссера и декоратора по представлению народной сказки.
Участники проекта – дети и родители - приобрели опыт позитивного взаимодействия во время изготовления кукол-игрушек, плетёнок из бумаги по мотивам бересты, плёнок из ниток – браслетов и очелья.
Учащиеся коллектива «Народная игрушка» познакомились с приемами изготовления бумажных кукол для театрализации, и получили первый опыт их применения; познакомились с народными шумовыми инструментами, и приобрели первый опыт их качественного применения.
Учащиеся класса аккордеона получили возможность для продуктивного взаимодействия с ребятами младшего возраста на репетициях, празднике.
Родители и дети сплотились при проведении проекта (совместная работа, народные игры). Дети и взрослые стали участниками интегрированного итогового мероприятия – праздника «Веселая компания». [9]
Проект создал условия для совершенствования качества взаимодействия семей учащихся и ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», содействовал освоению российской национальной культуры. В процессе реализации постоянно подтверждалась удовлетворенность родителей и детей совместной деятельностью. [9]
Библиографический список
1. Детский сайт. Сказка «Колобок» [Электронный ресурс]. URL:
https://detskiy-site.ru/skazki/narodnye/russkie-narodnye/kolobok
(дата обращения: 20.03.2023).
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-пресс, 2020.
3. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». – М: Владос, 2001.
4. Муравьева Е., Емельянова И. Любимые этюды для аккордеона. – СПб: Композитор, 2020.
5. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М: Владос, 2001.
6. Тексты песен. [Электронный ресурс]. URL:
https://lyricsworld.ru/Tatyana-i-Sergey-Nikitinyi/Bolshoy-sekret-dlya-malenkoy-kompanii-621374.html(дата обращения: 20.03.2023).
7. Трефилова О.А. Проект «Играем сказку» // Мастер-класс. - 2023. - №3/2023.
8. Юхно С. Аленкины гости (песенки и потешки для баяна и аккордеона). – СПб.: Союз художников, 2002.