Актуальные вопросы дошкольного образования

Гордеева Н.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к птицам родного края

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Аннотация. В этой статье ставится проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к птицам родного края и раскрываются пути ее решения.
Ключевые слова: птицы родного края, осознанно-правильное отношение, старший дошкольный возраст.
На сe‏годняшний дe‏нь в современном мире актуальной является проблема формирования у дошкольников осознанно-правильного отношения к птицам родного края. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует новые требования образования нового поколения к экологическому воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности.
Е. В. Акимова считает, что «…экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [1].
В настоящее время можно выявить противоречие в формировании у детей и их родителей принятия осознанно-правильного отношения к птицам – между пониманием педагогами и родителями значимости формирования осознанно-правильного отношения и недостаточным методическим оснащением образовательного процесса в ДОУ для реализации задач экологического образования.
А. И. Иванова говорит, что «…птицы – наземно-воздушные животные, приспособленные летать по воздуху, питаться в светлое время дня тем, что есть на земле и в воздухе (семена растений, насекомые) » [3].
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается (п. 6.11). Поэтому активно привлекают птиц на участок детского сада. Птицы – частые обитатели уголков природы в детском саду. С. Н. Николаева рекомендует знакомить детей с канарейками, волнистыми попугайчиками, японскими амадинами, рисовыми воробьями [4].
По мнению Э. И. Залкинд, уже в младшем дошкольном возрасте дети отличают птиц от других животных, не путают их с бабочками и другими летающими насекомыми. Старшие дошкольники успешно выделяют характерные особенности птиц (клюв, крылья, перья). Исследователь отмечает, что у детей очень рано складывается обобщенный образ птиц. В речи это проявляется в том, что они чаще пользуются словом «птица» и реже употребляют видовое название представителей этого класса [2].
Формирование положительного отношения дошкольников к птицам – это важное направление экологического воспитания, отражающее результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
По мнению С. Н. Николаевой, «…осознанно-правильное отношение – это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок» [3].
Следовательно, осознанно-правильное отношение к птицам родного края предполагает формирование эстетических, этических и познавательных компонентов.
Поэтому целью исслeдования стало выявление особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к птицам родного края.
Экспe‏римe‏нтальноe‏ исслe‏дованиe‏ проводилось в МБДОУ «Дe‏тский сад № 130» города Чe‏боксары с участиe‏м 40 дe‏тe‏й 5–6 лe‏т: 20 детей экспериментальной группы (ЭГ) и 20 детей контрольной группы (КГ). Эксперимент проходил с сe‏нтября по октябрь 2018 года.
В ходе экспериментальной работы использовались такие методы как наблюдение, адаптированная методика Т. А. Серебряковой [5], количественный и качественный анализ результатов исследования.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности осознонно-правильного отношения к птицам родного края присущ 20 % детей экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 25 %. Средний уровень имеют 45 % детей экспериментальной группы и 35 % контрольной. Низкий уровень имеют 35% детей экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 40 %.
Таким образом, у детей и экспериментальной и контрольной группы в целом преобладают средний и низкий уровни сформированности осознанно-правильного отношения к птицам родного края. Дети со средним уровнем самостоятельно называют птиц, их принадлежность к определенной группе и отличительные особенности группы находят с помощью воспитателя. Также при помощи взрослого устанавливают зависимость способа ухода за птицей от ее внешнего вида, места ее обитания, под руководством взрослого выполняют трудовые операции. Они заинтересованы заданием, но интерес неустойчив, не всегда адекватно оценивают ситуацию, не всегда замечают основные связи и зависимости, отмечают второстепенные детали, делают выводы по наводящим вопросам взрослого. Дети с низким уровнем сформированности осознанно-правильного отношения к птицам родного края затрудняются в установлении зависимости способа ухода за птицей от внешнего вида, места ее обитания, не проявляют желания участвовать в трудовой деятельности по уходу за птицами, могут проявляют негативные эмоции и отношение к птицам.
Из полученных результатов следует, что необходимо проводить специальную систему работы по формированию осознанно-правильного отношения к птицам родного края с детьми старшего дошкольного возраста, которая предполагает реализацию цели на трех этапах.
На I этапе мы подобрали методическую литературу, раздаточный материал по теме исследования; подобрали занятия, игры и упражнения, тематику бесед по формированию осознанно-правильного отношения к птицам родного края.
На II этапе мы проводили беседы, читали произведения для детей про птиц (А. И. Куприн «Скворцы», «Песня скворца», И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок», С. Т. Аксаков «Лебедь»), рассматривали иллюстрации птиц родного края.
Также мы с детьми обсудили вопросы: Птицы, какие они? Что ты знаешь о птицах? Как узнать птицу? Как разделить птиц на перелетных и зимующих? Какое значение имеют птицы в жизни человека?
С детьми были проведены занятия на темы: «Кормушки для птиц», «Знакомство с птицами, живущими на участке ДОО» и «Синичка». На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо).
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились подвижные игры («Птички в гнёздышке», «Лягушки и цапля», «Совушка», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота»), физкультминутки («Аист», «Птицы», «Лебеди»), пальчиковые игры («Птички», «Ласточка», «Воробьи», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде»).
Также уделили внимание таким дидактическим играм, как «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».
Следует отметить, что мы с детьми повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
На III этапе нами была проведена работа с родителями. Это консультация на тему: «Верные друзья - зимующие птицы», индивидуальные беседы на тему: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?», анкетирование «Птицы нашего города », домашнее задание «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок, оформление красной книги про птиц. Провели итоговое мероприятие «Праздник птиц».
Таким образом, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе видна динамика развития: на 35% увеличилось количество детей, находящихся на высоком уровне, на 25% уменьшилось количество детей, находящихся на среднем уровне, на 10% уменьшилось количество детей, находящихся на низком уровне сформированности осознонно-правильного отношения к птицам родного края.
В результате проведенного исследования мы отметили, что дети стали самостоятельно называть наибольшее количество из числа предложенных птиц, точно определять их группу, определять отличительные особенности данной группы, конкретно и полно отвечать на вопросы. Они стали самостоятельно устанавливать зависимость способа ухода за птицей от ее внешнего вида, места ее обитания, точно и последовательно выполнять трудовые операции, проявлять положительные эмоции и устойчивый интерес к процессу трудовой деятельности. Также дети стали проявлять устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривать предложенную ситуацию, выделять основные связи и закономерности, активно выражать свои эмоции в речи, мимике, жестах. Дети экспериментальной группы стали проявлять сочувствие и сопереживание объектам природы, стали предлагать позитивные решения ситуации, аргументировать свои ответы и выводы.
Итак, можно с уверенностью сказать, что уровень осознанно-правильного отношения детей к птицам родного края значительно повысился. Работа оказалась эффективной.
Список использованных источников:
1 Акимова, Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. – С. 29–31.
2 Залкинд, Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание, 2010. – №1. – С. 110 – 114.
3 Иванова, А. И. Мир животных: естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 336 с.
4 Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
5 Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образований / Т. А. Серебрякова. – 4-е изд., – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

2019-04-10 16:03 2019