НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гагарина М. Н. Педагогический потенциал экспериментирования в дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС ДО предлагает педагогам создать условия в дошкольной образовательной организации для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, а также способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает мыслительную деятельность и наблюдательность.
Экспериментирование как понятие производно от слова «эксперимент» и с латинского языка обозначает «опыт, познание, открытие».
По определению И. А. Зимней, эксперимент – «центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии».
Со слов Ф. Р. Филатова, эксперимент – «исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания».
В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) экспериментирование является тем методом обучения, которое дает возможность ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах и исследованиях. Дети, по своей природе являются исследователями, и с радостью открывают для себя этот удивительный и прекрасный мир. Окружающий мир открывается дошкольникам через опыт их личных ощущений, переживаний, эксперименты и действия, которые они проводят каждый день.
Ребенок изучает мир, как может и чем может: руками, глазами, носом, любыми доступными ощущениями. Можно наблюдать, как юные исследователи в восторге от того, что каждый день они проводят различные эксперименты в разных видах деятельности; и как с возрастом у ребенка интерес к данным экспериментам начинает исчезать. Задайте себе вопросы: «Почему так происходит?», «Кто в этом виноват?». Давайте же в этом разберемся. Ответ очевиден и прост. Всему виной взрослые, которые часто говорят ребенку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься!», «Не трогай песок, он грязный!», «Не смотри по сторонам, споткнешься!», «Не бери снег в руки, он холодный!». Таких фраз достаточно много, и все они не лишены смысла [1, c. 15].
Мы достаточно часто слышим подобные фразы, как от родителей, так и от воспитателей – тем самым отбиваем интерес у ребенка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять в руки снег, попробовать, почему он такой (лепится–не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой–мокрый). Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-либо, то в дальнейшем наступает тот момент, когда происходящее рядом становится ему уже не интересным. Тем самым это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают?», «Откуда берется дождик?».
Для того чтобы дошкольники не теряли интерес к окружающему нас миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать мир, экспериментировать всегда и везде.
На мой взгляд, в процессе формирования исследовательской активности дошкольников посредством экспериментирования необходимо соблюдать следующие условия:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации исследовательской деятельности;
– поддержка стремления, активности и познавательного интереса детей к исследовательской деятельности и экспериментированию в различных формах жизнедеятельности детского сада;
– создание предметно-развивающей и опытно-экспериментальной среды в условиях дошкольной образовательной организации;
– целенаправленное и систематическое включение детей в ситуации, обеспечивающие овладение исследовательскими умениями, навыками экспериментирования;
– активное вовлечение детей в процесс экспериментирования;
– поощрять попытки детей к экспериментированию и самостоятельной исследовательской деятельности;
– расширять круг взаимодействия дошкольников с окружающим миром;
– создавать ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельной исследовательской деятельности;
– использовать потенциал детского сада как совместную, взаимодополняющую деятельность педагогов и родителей для обогащения практики непрерывной исследовательской деятельности старших дошкольников;
– учитывать тот факт, что формирование и совершенствование познавательной и исследовательской активности старших дошкольников должно обеспечивать не только эту активность, но и учитывать перспективу подготовки детей к школьному обучению.
Ключевая задача воспитателей дошкольных образовательных организаций состоит в следующем: не пресекать, а наоборот, способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности как в ДОО, так и в повседневной жизни ребенка.
В таком процессе, как детское экспериментирование, ребенок выступает в роли субъекта, который самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность. Вместе с этим, детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОО используется не достаточно широко, хотя является одним из важных средств развития личности, творческой активности и самостоятельности.
Как педагог отмечу важность вовлечения ребенка в экспериментальную деятельность – проведение простейших опытов под руководством воспитателя или родителя. Опыты для дошкольников чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами. Когда у ребенка есть интерес, он получает те самые знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это всё тратится относительно небольшое количество времени [2, c. 18].
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности и стороны воспитания. В процессе опытов осуществляется обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (возникает постоянно необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у ребенка развитие речи. Следствием использования экспериментирования в практике ДОО является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных умений.

Список литературы:

1.                      Баталина, Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13–18.
2.                      Семенова, Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т. М. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 17–21.
2021