Исследовательская и проектная деятельность

Богдан А.Н., Шкута Е.А. Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о деньгах»

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


С раннего детства человек оказывается окруженным экономическими понятиями, он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Так как современный мир – это мир денежных отношений, понять, что такое деньги, является одной из важных задач взросления.
Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться деньгами и планировать личный бюджет. И учиться этому стоит с самого детства. Детям, которых с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни.
Финансовое образование маленького ребенка можно начинать вместе с прочим обучением. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.
Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о деньгах» ориентирован на детей подготовительного к школе возраста.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, кратковременный.
Участники проекта: дети подготовительного к школе возраста, воспитатели.
Время реализации проекта: краткосрочный, один месяц (февраль 2019 года)
Продукт детской деятельности: настольная дидактическая игра «Супермаркет», коллекция юбилейных монет.
Актуальность:
Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы — тоже.
Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Цель: выяснить сущность, функции и виды денег; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами.
Задачи:
•          познакомиться с историей денег, с процессом их преобразования человеком;
•          определить для чего нужны деньги;
•          выяснить, что такое «семейный бюджет»;
•          научиться сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Методы исследования: изучение познавательной литературы, наблюдение, анализ и обобщение результатов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что если будем обладать знаниями о деньгах, то сможем разумно ими распоряжаться.
Ожидаемые результаты.
• Повышение интереса к исследовательской деятельности.
•          Развитие коммуникативных навыков
•          Расширение представлений о предметах окружающего мира.
2. Этапы и ход реализации проекта

Этапы работы над проектом. Задачи

1 Этап

2 Этап

3 Этап

Подготовительный

Основной

Заключительный
Отыскать информацию об истории появления денег в книгах, интернет, спросить у взрослых.
Поставить цель работы, задачи работы, распределить обязанности в проекте. Выполнить работу согласно намеченному плану.
Подвести итоги работы. Защитить проект. Ответить на поставленные вопросы.

2.1 этап: подготовительный
Работу над проектом мы начали с информирования родителей о предстоящей деятельности и поиска информации по данной теме. Проанализировав литературу и интернет источники, узнали историю появления денег, определили функцию денег. Опросив родителей, узнали, что такое семейный бюджет из чего он складывается, и на что расходуются средства.
2.2 этап: основной
Чтобы погрузиться в тему проекта, педагоги провели с нами познавательные беседы на темы: «Что такое деньги?», «Как появились первые деньги», «Монеты и купюры», «Семейный бюджет», «Учимся экономить», «Банк». Знакомство с произведениями художественной литературы (Е. Пермяк «Пастух и Скрипка», р.н.с «Барин и мужик», А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А.Волков, «Волшебник Изумрудного города»,Г.Х.Андерсен «Серебряная монетка», «Огниво», Ш. Перро «Золушка») позволило нам получить первоначальные представления о деньгах, имуществе. На примере поступков героев удалось узнать о ценности денег и труда, о том, кто такой транжира и почему нужно быть щедрым и бережливым одновременно.
Просмотр мультфильмов по теме проекта «Азбука денег» (Уроки тетушки Совы), «Фиксики – история вещей. Деньги», «Галилео. История изобретений. Деньги» расширил наши представления об окружающем мире. Играя в сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Салон красоты», «Автомастерская» и др.) мы не только выполняли функции людей определенных профессий, но и учились управлять своими «финансами». В играх создавались реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции. Наши знания о финансах пополнялись с помощью дидактических игр «Кому что нужно?», «Определи цену товара», «Волшебная мозаика» и другие.
Совместно с педагогами мы читали познавательную литературу, рассматривали и сравнивали металлические монеты и бумажные купюры, ходили на экскурсии в магазин, банк.
2.3 этап: заключительный
1. Защита проекта:
а) сообщение об истории возникновения денег;
б) сообщение о монетах и купюрах;
в) сообщение о том, что такое «семейный бюджет»;
г) сообщение о преимуществах обладания знаниями о деньгах, благодаря которым можно разумно ими распоряжаться.
3. Результаты работы над проектом
В ходе реализации проектной деятельности мы сделали для себя много открытий: узнали, что такое деньги, познакомились с историей их появления. Выяснили, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Научились оперировать новыми понятиями: «монеты», «купюры». Определили, что цена товара зависит от его качества, и от того, насколько сложно его произвести, поэтому необходимо бережно относиться к вещам. Познакомились с понятием «семейный бюджет», узнали, как важно планировать расходы, как можно экономить.
4. Заключение
Работая над проектом, мы узнали, что до того, как появились первые деньги люди выменивали друг у друга вещи, сырье, скот, оценивая один товар относительно другого. Но это было не совсем удобно. Постепенно люди поняли, что необходимо выбрать какую –либо меру и с ее помощью определять, что сколько стоит. И назвали эту единицу измерения деньгами.
Первые металлические деньги появились в Древнем Китае. Монеты делали разной формы из меди, серебра, золота. Наиболее удобной в обращении оказалась круглая форма монеты, Некоторые люди срезали с монет кусочки золота или серебра, плавили опилки и чеканили новые монеты. Тогда стали делать полосочки на ребрах, которые очень сложно подделать. И монеты с тех пор не обрезают.
Металлические монеты было тяжело носить с собой. Богатые торговцы стали оставлять монеты на хранение, а взамен получали расписку с указанием суммы. Так появились первые бумажные деньги и организации, напоминающие современные банки.
Мы выяснили, что деньги не появляются сами собой Наши родители работают и за это получают зарплату. Если сложить вместе — зарплату мамы и папы получается доход, составляющий семейный бюджет. В семейном бюджете есть обязательные расходы: оплата квартиры, детского сада, покупка продуктов. Но есть траты, которые можно сократить. Если мы будем бережно относиться к вещам, игрушкам, то сможем экономить деньги из бюджета.
Таким образом, в ходе работы над проектом, наша гипотеза о том, что если мы будем обладать знаниями о деньгах, то сможем разумно ими распоряжаться, подтвердилась. Теперь мы знаем, что деньги – не просто бумажки. В них выражена ценность того труда, который вкладывает человек, с их помощью можно достичь любой цели. Если мы будем бережливыми, экономными – то сможем разумно распоряжаться деньгами.
Данный проект позволил сделать следующие выводы:
1. История денег началась вместе с развитием человеческого общества.
2. Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения.
3. Деньги выполняют различные функции:
а) средство платежей,
б) оценка труда людей,
в) средство создания накоплений.
4. Семейный бюджет – план доходов и расходов
Работая над проектом, мы выяснили, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощью можно достичь поставленной цели. Полученные в ходе проекта знания мы сможем умело применить в жизни.
Мы считаем, что цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

Библиографический список

1. Кошель Петр «История денег» Дошкольное воспитание № 19, 2003 г.
2. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6.
3. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006.
Интернет-ресурсы:
1. https://fincult.info/articles/semeynyy-byudzhet/kak-razgovarivat-s-detmi-o-dengakh/
2. http://berg.com.ua/advice/teach-financial-literacy-kids/
3. https://economicsandwe.com/EC48B1BAE10C8AF4/

Приложение № 1

Дидактическая игра «Супермаркет» для детей 5 – 7 лет
Цель:
1. Формировать представление о торговых отделах супермаркета;
2. Развивать умение определять какие товары продаются в отделах супермаркета;
3. Развивать внимание, мышление, память, активный и пассивный словарь;
4. Воспитывать познавательный интерес.
Дидактический материал: игра состоит из 6 больших карт с названием отделов супермаркета, и маленьких карточек с изображением продуктов питания.
Ход игры:
У каждого игрока большая карта. Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает, в каком отделе продается данный продукт. Ребенок, у которого большая карта с обозначением данного отдела, берет карточку себе и закрывает пустую клеточку на большой карте. Кто раньше всех закроет все пустые клеточки – тот выигрывает. На каждой большой карте по 8 маленьких карточек. Одновременно может играть от 2 до 6 детей.
Варианты игры:
Маленькие карточки с изображением продуктов питания ведущий выкладывает на столе рисунками вверх. Дети по очереди берут по одной карточке и называют в каком отделе супермаркета продается данный товар. Если ответ правильный, игрок оставляет карточку себе. Если ответ неправильный, карточка кладётся на место. Выигрывает тот ребёнок, который соберёт больше карточек.
Усложнение. Карточки перемешиваются и выкладываются картинками вниз, т. е. ребёнок не видит, что изображено на выбранной им карточке.
Одновременно может играть как подгруппа детей (от 2 до 8 человек), так и вся группа.

Приложение № 2

Игра «Дороже – дешевле».
Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот
2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Игра «Потребности».
Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.
1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.
2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.
Игра: «Что можно купить, что нельзя»
Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам
1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;
2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.
Игра «Профессии»
Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.
1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;
2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.
Игра «Супермаркет»
1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.
2–й вариант. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.
3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.
Игра «Товарный поезд»
Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.
1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.
2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.
Игра «Товары – услуги»
Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.
1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.
2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Домино»
Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память
Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Содержание. определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
«Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Содержание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
2019-09-11 16:03 2019