Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Корнилова А.Н., Макухина Е.Г. Особенности психологического обследования на ПМПК тревожного ребенка дошкольного, младшего и старшего школьного возраста

Библиографическое описание:
Корнилова А.Н., Макухина Е.Г. Особенности психологического обследования на ПМПК тревожного ребенка дошкольного, младшего и старшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая имеет негативную эмоциональную окраску и проявляется в повышенной склонности к опасениям, переживаниям, беспокойству. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими, т.к. она снижает продуктивность познавательной деятельности и создает эмоциональный дискомфорт в общении, препятствует установлению и поддержанию контакта.

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. В последнем случае психологи говорят о личностной тревожности.

Признаки повышенной тревожности у детей:

- суетливость, двигательное беспокойство;

- часто повторяющиеся движения (даже моторные тики);

- скованность движений;

- трудности со сном;

- боязнь любых, даже незначительных перемен;

- неуверенность в себе, заниженная самооценка;

- слишком серьезное выражение лица;

- частые страхи;

- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

- раздражительность;

- желание постоянно находиться в тесном контакте с близким взрослым (мамой /папой/ бабушкой); тактильная привязанность к близкому взрослому;

- чрезмерная болтливость.

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. У детей причинами тревожности могут стать:

- Врожденные факторы: склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы (так называемая, врожденная слабость нервной системы). Так же в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.

- Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройства способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.

- Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

- Переутомления и недосыпания, нервное напряжение, зависимости от электронных гаджетов, навязчивые мысли, буллинг со стороны сверстников, применение медикаментозных препаратов и многое другое.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций.

Важным фактором является то, что детская тревожность может возникнуть в любом возрасте, в том числе и у детей раннего возраста. Повышенная тревожность у ребенка 2-х лет и младше может выражаться в беспокойном поведении, плохом сне и аппетите, частом плаче. Чаще всего причинами повышенной тревожности у детей раннего возраста являются родовые травмы, развивающиеся вирусные или бактериальные заболевания, а также нарушения со стороны нервной системы.

Прохождение комиссии тревожным ребенком

Дошкольный возраст

Дети с лабильной и слабой нервной системой, застенчивые, тревожные обычно очень тяжело идут на контакт со специалистом и хуже себя презентуют, чем являются на самом деле, показывают более худший результат.

Тревожного ребенка нельзя торопить, нельзя ставить в рамки ограниченного времени. Ему необходимо время для адаптации, привыкания к ситуации обследования, для создания доверительных отношений с педагогом. Довольно часто тревожные дети также и более медлительные, чем их сверстники, у них снижен темп мыслительной деятельности. Для ответа на вопрос им требуется больше времени: это не значит, что ребенок не знает, просто еще не успел сообразить.

Застенчивые, тревожные дети выглядят очень похоже друг на друга: опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзанье на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы. Они готовы спрятаться куда угодно, только бы их не трогали.

Стратегия обследования тревожного ребенка на ПМПК:

- установление доброжелательного контакта в контексте игровой деятельности;

- предоставление ребенку выбора места расположения в кабинете, выбора игрушки или возможности использовать собственные принесенные из дома игрушки;

- речевая фиксация положительных поведенческих реакций ребенка (улыбается, рассматривает игрушки, материалы, задает вопросы);

- время на адаптацию к незнакомому взрослому и к незнакомой обстановке (иногда следует начать беседу с родителем, сопровождающим малыша), затем перейти к организации общения и проведения диагностики ребенка;

- при выполнении заданий не торопить ребенка, дать возможность подумать. Иногда полезно отложить сложное задание и вернуться к нему, спустя какое-то время;

- обследование лучше всего начинать с дидактических игр, с манипулирования предметами (сложить пирамидку, узор из цветных кубиков, разрезную картинку, вложить вкладыши по ячейкам, рассортировать предметы по цветам, формам и т.п.) постепенно переходя к заданиям, где требуется больше говорить и меньше делать руками;

- при необходимости проводить обследование при непрерывной тактильной поддержке ребенка мамой (одним из сопровождающих), так как некоторые дети соглашаются на выполнение заданий, только сидя у мамы на руках;

- при возникновении трудностей следует дать более легкое задание и подчеркнуть, как ребенок хорошо справился с ним.

Младший школьный возраст

Симптомы тревожности у детей данного возраста: быстрая утомляемость, головные боли и головокружение, расстройства пищеварения, повышенное волнение и частое потоотделение, скудный или чрезмерный аппетит и нарушения сна, ранимость и чувствительность, ночные страхи и кошмары, низкая самооценка.

Основной причиной тревожности у ребенка школьного возраста является, прежде всего, адаптация к школе и резко возросший уровень ответственности. Повышенная тревожность у ребенка 7, 8, 9 лет – одна из самых часто встречающихся психологических проблем детей младшего школьного возраста.

Стратегия обследования тревожного младшего школьника на ПМПК:

- дать время на адаптацию: поговорить сначала с мамой, ребенок в это время привыкает к новой обстановке и к незнакомому человеку;

- не торопить, подчеркивать, что можно подумать подольше, что не участвуем в соревнованиях на скорость;

- подчеркивать успехи, хвалить, подбадривать, выражать свою уверенность в том, что все задания по силам ребенку;

- при неуспехе дать ребенку более легкое задание из этой же серии, с которым он точно справится;

- не говорить при ребенке про его «минусы», попросить его выйти за дверь во время озвучивания результатов диагностики его родителю (законному представителю).

Старший школьный возраст

Школьная тревожность может проявиться и в более позднем возрасте, в старших классах, когда на юношей и девушек ложится груз ответственности в виде экзаменов и дальнейшего выбора профессионального пути, потребность в личностной самореализации и т.п. В 9 классе обучающиеся готовятся к общему государственному экзамену и думают над будущей профессией, а в 11 классе уже определяются с выбором и выбирают соответствующие экзамены. Если в 18 лет сделать выбор касательно дальнейшего обучения может быть серьезным испытанием и большой психической нагрузкой, то в 15-16 лет сделать это еще сложнее. При этом все больше и больше школьников решают закончить школу после 9 класса и поступить в колледж.

Помимо этого, повышенную тревожность в этом возрасте вызывает проверка знаний, в частности экзамены. Так как зачастую дальнейшие планы зависят от результатов экзаменов.

Во время разговора с подростком есть несколько признаков и сигналов, которые могут указывать на то, что он волнуется или испытывает тревогу:

- Нетерпеливое поведение. Подросток крутится на стуле, трогает себя, чешется или теребит что-то в руках.

- Избегание глазного контакта. Когда подросток тревожится, то он может избегать прямого глазного контакта. Вместо этого он смотрит вниз, в сторону или фокусироваться на иных объектах.

- Напряженность и мимика. Мышцы лица и тела могут быть напряженными. Подросток может прикусывать губы, поджимать их, жевать ногти или делать другие нервные движения.

- Быстрая речь. Человек, испытывающий тревогу, может говорить быстрее, вплетая слова или фразы друг в друга. Иногда это проявляется из-за желания закончить разговор как можно скорее.

- Повышенная чувствительность. Подросток может сильнее реагировать на малейшие изменения в интонации или словесных выражениях.

Стратегии обследования тревожного подростка на ПМПК:

- создать доверительную коммуникативную ситуацию. Не использовать директивную манеру ведения диалога;

- не говорить про ограничения во времени или избегать заданий, где учитывается скорость;

- чаще подбадривать и отмечать успехи подростка;

- если подросток делится тем, что его волнует, нельзя преуменьшать и обесценивать его эмоции, не нужно соглашаться с подростком, если волнения беспочвенны, лучше использовать наводящие вопросы и спокойный тон, возможно, это поможет подростку посмотреть на ситуацию по-другому;

- необходимо проявлять уважение и терпение, дать подростку говорить и не перебивать его, использовать уточняющие вопросы, чтобы лучше понять состояние подростка;

- тревожного ребенка также, как и родителя, стоит проинформировать о причинах тревоги и дать рекомендации, как можно справиться с этим состоянием.

При общении с тревожным дошкольником или школьником нужно помнить, что он имеет право быть таким, что это его особенность, изюминка.

Нередко подростки, осознавая собственную тревожность, нерешительность, понижают собственную самооценку, испытывают ощущения неловкости. Особенно это проявляется в различных коммуникативных ситуациях. Специалисты, проводящие психолого-педагогическое обследование должны воспрепятствовать формированию у подростка представлений, что его тревожность – это недостаток, изъян. Важно сформировать понимание тревожности как качества личности, которое имеет, в том числе и положительные эффекты для выстраивания стратегии поведения. Необходимо помочь ребенку найти эти плюсы и их преумножить. Например, всем известно, что тревожные люди очень ответственны, осторожны, эмоционально чуткие и отзывчивые.

Использованная литература

1) Астапов В.М. Тревожность у детей. – М., ПЭР СЭ, 2008.

2) Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

3) Костина Л.К. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб, Речь, 2003. – 160 с.

4) Некрасова З.В. Мой ребенок не боится! Простые методики, которые помогут вашему ребенку не бояться собак, темноты или школьной учительницы / З.В. Некрасова, Н.Н. Некрасова. – М. Эксмо, 2008. – 288 с. (Искусство быть родителем. Советуют профессионалы)

5) Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб, Питер, 2009.

6) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)

7) Шишова Т.Л. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость. – М. «Издательский дом «Искатель», 1997. – 96 с. (Эмоционально развивающие игры и задания)

8) Шишова Т.В. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - М. «Издательский дом «Искатель», 1997. – 94 с. (Эмоционально развивающие игры и задания)

Список использованных электронных ресурсов

1) Кашева И.А. «Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления». [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/05/29/trevozhnost-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-puti (Дата обращения 14.09.2023)

2) Пономарева Ю. «Тревожность детей дошкольного возраста – признаки и советы родителям». [Электронный ресурс]. URL: http://blog.kirovchanka.ru/posts/trevozhnost-detej-doshkolnogo-vozrasta-priznaki-i-sovetyi-roditelyam (Дата обращения 14.09.2023)

3) Рекомендации для родителей дошкольников с тревожностью. [Электронный ресурс]. URL: https://fobii.org/raznoe/rekomendatsii-dlya-roditeley-doshkolnikov-s-trevozhnostyu/ (Дата обращения 14.09.2023)

4) Признаки повышенной тревожности у детей. [Электронный ресурс]. URL: https://fobii.org/raznoe/priznaki-povyshennoy-trevozhnosti-u-detey/ (Дата обращения 14.09.2023)
2023