Библиографическое описание:
Васина А.И. Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Хочу рассказать об организации работы с учащимися низкой успеваемости и низкой мотивации при подготовке к ГИА и ВПР. Готовлю детей с самого начала эксперимента, т.е. с 2004 года. Высокопоставленные начальники нашего образования заявляют, что детей не надо «натаскивать». Исходя из своего, прямо скажем, немаленького опыта, ответственно заявляю: готовить надо обязательно, иначе результаты даже у сильных ребят могут быть плачевные. Тот, кто имеет противоположное мнение, видно, в школе не работал, практических навыков у него ноль, а силен он только в теории.
Ведь результаты ГИА и ВПР зависят, на мой взгляд, от двух составляющих:
- от желания учеников получить высокие баллы;
-от грамотной подготовки.
Каковы же причины низкой успеваемости и низкой мотивации?
-недостаточный уровень интеллектуального развития;
-слабый контроль со стороны родителей;
-частые пропуски занятий;
-отсутствие цели;
-непонимание важности получения знаний.
Какие же мероприятия необходимо проводить для минимизации риска получения неудовлетворительной оценки на экзамене? Работа педагога по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ представляется следующими направлениями деятельности:
1. Ознакомление с правилами проведения ГИА.
2. Выявление особенностей проведения ЕГЭ в текущем году.
Очень важно понимать, что в правилах проведения и оценивания ОГЭ всегда могут возникнуть изменения. И от того, насколько оперативно учитель ознакомит с ними детей, будет зависеть скорость внесения корректив в его систему подготовки учащихся к экзамену. А значит, у учащихся будет больше времени на осознание и личного принятия этих изменений.
3. Работа с учащимися и их родителями по ознакомлению с правилами проведения ЕГЭ.
От того, как они поймут и осознают все правила, зависит их уровень потребности в сотрудничестве с педагогом при подготовке к экзамену.
4. Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на подготовку к экзамену:
-диагностика уровня знаний по предмету;
-выявление наиболее характерных ошибок и работа по их устранению;
-отработка практического материала при помощи тестовой методики;
-формирование умения составлять письменное высказывание.
В нашем филиале в классах 3-5 человек. Среди них большинство учащихся с низкой успеваемостью. Причины я уже указала выше. Приходится прикладывать немало усилий, чтобы результаты экзаменов и проверочных работ были нормальными.
ВПР.
Начало года. Идет повторение изученного материала в предыдущем классе. Именно на этих уроках и знакомлю со структурой проверочной работы.
Заводим тетрадь для практических работ и справочник по теории. Сначала записываем теорию: кратко, чаще в форме ОК. По одному заданию. Дома учим эту теорию или повторяем, если она знакома ребятам.
На следующем уроке выполнение 2 заданий: одно с комментированием у доски, другое самостоятельно. Когда теория полностью записана, выучена и отработана, даю пробную работу (за счет резервных уроков). Проводим анализ, знакомим родителей. Находим недочеты. И начинаем отрабатывать такие задания, которые с трудом выполняются детьми. Вначале задания нахожу в интернете, затем покупаем сборники и уже в них выполняем работы. Если вижу слабую мотивацию отдельных учащихся, привлекаю на помощь сайт «Решу ВПР». В дистанционном виде им нравится больше работать, чем просто в тетрадях. Тетради - справочники по теории заводим в 5 классе общие, чтобы их хватило и для последующих классов.
ОГЭ и ЕГЭ.
Работа идет примерно по той же схеме. Правда, в 9-11 классах есть урок- электив. Программа по нему так и называется «Подготовка к…». Это облегчает общую подготовку. Кроме этого, в рабочей программе по русскому языку запланированы уроки написания творческих работ в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Если процесс подготовки к ВПР начинаю с теории и отработки отдельных заданий, то к ГИА уже с самого начала даю полную работу: и тесты, и письменные задания творческого характера. Урок маленький: много заданий не выполнишь, приходится давать на дом. Проверка, анализ ошибок, подбор индивидуальных заданий для учащихся.
В целях подготовки обучающихся к ГИА выпускников за курс основной и средней общей школы продуман ряд мер по повышению качества предметной подготовки: ознакомление с кодификаторами элементов содержания по предмету, со спецификацией экзаменационных работ, демонстрационными вариантами экзаменационных работ. В этой работе используем Интернет-ресурсы: основные сайты в подготовке учащихся к ГИА - сайты ФИПИ, СДАМ ГИА, РЕШУ ЕГЭ Гущина.
Для подготовки используем и сборники, и различные сайты.
Сочинение ЕГЭ пишем по шаблону. Попытки учащихся выйти за рамки приводили к снижению баллов за творческую работу. Сложно идет написание комментария: делаем коллективный комментарий, анализируем текст по абзацам, определяем проблемы и находим в тексте примеры.
Итоговое сочинение. Уроки литературы помогают в подборе примеров.Проводим анализ произведений, особенно классических, и смотрим, какие современные проблемы затрагивает автор –классик. А если к этому времени имеем тематические направления для написания итогового сочинения, то обязательно определяем, как герои произведения помогают раскрыть это направление. Дети совсем не читают классику, да и другую литературу тоже. Приходится подбирать краткие по содержанию произведения, а иногда и краткое содержание годится.
Сжатое изложение. Слабые учащиеся обычно с трудом запоминают текст. Делаем краткие записи по ходу чтения текста. Составляем предложения из записанных слов, сохраняя смысл текста. Обычно для сжатия применяем только один способ: удаление несущественной информации.
Что мешает качественной подготовке: прежде всего малое количество часов на уроки русского языка, (раньше имели возможность проводить такую работу в процессе выполнения программы дополнительного образования, сейчас это не допускается: можно только плясать, петь и рисовать на таких занятиях), затем частая смена заданий КИМов, особенно накануне экзаменов. Кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся. Дети собираются с мыслями и с желаниями порой только за месяц до экзаменов. Время бывает потеряно. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро и правильно решать тесты, оформлять их чётко и компактно. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
Результаты. Очень даже неплохие. За все время подготовки только двое учащихся сдали экзамен на «два»: это был первый год эксперимента- 2004.
Сведения о доле обучающихся, преодолевших минимальный порог ОГЭ
Учебный год
Количество обучающихся, сдававших ОГЭ
Количество обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ
Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ
2013-2014
12
12
100%
2015-2016
10
10
100%
2016-2017
9
9
100%
2020-2021
5
5
100%
2022-2023
5
5
100%
Сведения о доле обучающихся, преодолевших минимальный порог ЕГЭ
Учебный год
Количество обучающихся, сдававших ЕГЭ
Количество обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ЕГЭ
Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ЕГЭ
2013-2014
5
5
100%
2015-2016
7
7
100%
2017-2018
3
3
100%
2020-2021
2
2
100%
2022-2023
3
3
100%
Представленные выше таблицы позволяют видеть результаты обучающихся по русскому языку на ОГЭ и ЕГЭ. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ и ЕГЭ, в общей численности обучающихся, сдававших ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку составляет 100%.
Сведения о средней отметке по русскому языку на ОГЭ
Учебный год
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ)
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ) по Инжавинскому району
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ) по Тамбовской области
2013-2014
3,58
3,6
3,97
2015-2016
3,8
3,7
4,16
2016-2017
3,7
3,7
4,00
2020-2021
3,5
3,4
3,94
2022-2023
3,8
3,6
3,93
Из таблицы видно, что результаты выпускников 9-ых классов в 2014, 2016, 2017 и 2023 годах стабильно положительные, близкие к показателям по Тамбовской области.
Сведения о среднем тестовом балле по русскому языку на ЕГЭ
Учебный год
Средний тестовый балл по русскому языку (ЕГЭ)
Средний тестовый балл по русскому языку (ЕГЭ) по Тамбовской области
2013-2014
67
64
2015-2016
70
71
2017-2018
86
72
2020-2021
81
72
2022-2023
62
71,7
Сопоставление результатов аттестаций позволяет увидеть положительную динамику среднего тестового балла: средний тестовый ЕГЭ балл по русскому языку в 2014, в 2016 годах соответствует региональным результатам, с каждым годом увеличивается, а в 2018 году превышает средний тестовый балл по Тамбовской области на 14%.
Сведения о наличии учащихся, сдавших ЕГЭ более, чем на 80 тестовых баллов: с 2013 по 2023 годы 6 обучающихся набирали от 83 баллов до 94.
Выводы.
Чтобы не было отрицательных результатов,
-надо своевременно обнаруживать пробелы в знаниях и умело их ликвидировать
-надо умело организовать учебный процесс, мотивируя детей на достижение высоких результатов
-надо развить стойкий познавательный интерес к учению.
Список литературы
1. Абасов З. «Это вечная проблема неуспеваемости», Журнал «Директор школы» №5.2008.
2. Бабанский Ю.К. «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников», Ростов -на - Дону, 1972.
3. ГельмонтА.М. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления», М., «Просвещение», 2004.
Васина А.И. Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Хочу рассказать об организации работы с учащимися низкой успеваемости и низкой мотивации при подготовке к ГИА и ВПР. Готовлю детей с самого начала эксперимента, т.е. с 2004 года. Высокопоставленные начальники нашего образования заявляют, что детей не надо «натаскивать». Исходя из своего, прямо скажем, немаленького опыта, ответственно заявляю: готовить надо обязательно, иначе результаты даже у сильных ребят могут быть плачевные. Тот, кто имеет противоположное мнение, видно, в школе не работал, практических навыков у него ноль, а силен он только в теории.
Ведь результаты ГИА и ВПР зависят, на мой взгляд, от двух составляющих:
- от желания учеников получить высокие баллы;
-от грамотной подготовки.
Каковы же причины низкой успеваемости и низкой мотивации?
-недостаточный уровень интеллектуального развития;
-слабый контроль со стороны родителей;
-частые пропуски занятий;
-отсутствие цели;
-непонимание важности получения знаний.
Какие же мероприятия необходимо проводить для минимизации риска получения неудовлетворительной оценки на экзамене? Работа педагога по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ представляется следующими направлениями деятельности:
1. Ознакомление с правилами проведения ГИА.
2. Выявление особенностей проведения ЕГЭ в текущем году.
Очень важно понимать, что в правилах проведения и оценивания ОГЭ всегда могут возникнуть изменения. И от того, насколько оперативно учитель ознакомит с ними детей, будет зависеть скорость внесения корректив в его систему подготовки учащихся к экзамену. А значит, у учащихся будет больше времени на осознание и личного принятия этих изменений.
3. Работа с учащимися и их родителями по ознакомлению с правилами проведения ЕГЭ.
От того, как они поймут и осознают все правила, зависит их уровень потребности в сотрудничестве с педагогом при подготовке к экзамену.
4. Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на подготовку к экзамену:
-диагностика уровня знаний по предмету;
-выявление наиболее характерных ошибок и работа по их устранению;
-отработка практического материала при помощи тестовой методики;
-формирование умения составлять письменное высказывание.
В нашем филиале в классах 3-5 человек. Среди них большинство учащихся с низкой успеваемостью. Причины я уже указала выше. Приходится прикладывать немало усилий, чтобы результаты экзаменов и проверочных работ были нормальными.
ВПР.
Начало года. Идет повторение изученного материала в предыдущем классе. Именно на этих уроках и знакомлю со структурой проверочной работы.
Заводим тетрадь для практических работ и справочник по теории. Сначала записываем теорию: кратко, чаще в форме ОК. По одному заданию. Дома учим эту теорию или повторяем, если она знакома ребятам.
На следующем уроке выполнение 2 заданий: одно с комментированием у доски, другое самостоятельно. Когда теория полностью записана, выучена и отработана, даю пробную работу (за счет резервных уроков). Проводим анализ, знакомим родителей. Находим недочеты. И начинаем отрабатывать такие задания, которые с трудом выполняются детьми. Вначале задания нахожу в интернете, затем покупаем сборники и уже в них выполняем работы. Если вижу слабую мотивацию отдельных учащихся, привлекаю на помощь сайт «Решу ВПР». В дистанционном виде им нравится больше работать, чем просто в тетрадях. Тетради - справочники по теории заводим в 5 классе общие, чтобы их хватило и для последующих классов.
ОГЭ и ЕГЭ.
Работа идет примерно по той же схеме. Правда, в 9-11 классах есть урок- электив. Программа по нему так и называется «Подготовка к…». Это облегчает общую подготовку. Кроме этого, в рабочей программе по русскому языку запланированы уроки написания творческих работ в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Если процесс подготовки к ВПР начинаю с теории и отработки отдельных заданий, то к ГИА уже с самого начала даю полную работу: и тесты, и письменные задания творческого характера. Урок маленький: много заданий не выполнишь, приходится давать на дом. Проверка, анализ ошибок, подбор индивидуальных заданий для учащихся.
В целях подготовки обучающихся к ГИА выпускников за курс основной и средней общей школы продуман ряд мер по повышению качества предметной подготовки: ознакомление с кодификаторами элементов содержания по предмету, со спецификацией экзаменационных работ, демонстрационными вариантами экзаменационных работ. В этой работе используем Интернет-ресурсы: основные сайты в подготовке учащихся к ГИА - сайты ФИПИ, СДАМ ГИА, РЕШУ ЕГЭ Гущина.
Для подготовки используем и сборники, и различные сайты.
Сочинение ЕГЭ пишем по шаблону. Попытки учащихся выйти за рамки приводили к снижению баллов за творческую работу. Сложно идет написание комментария: делаем коллективный комментарий, анализируем текст по абзацам, определяем проблемы и находим в тексте примеры.
Итоговое сочинение. Уроки литературы помогают в подборе примеров.Проводим анализ произведений, особенно классических, и смотрим, какие современные проблемы затрагивает автор –классик. А если к этому времени имеем тематические направления для написания итогового сочинения, то обязательно определяем, как герои произведения помогают раскрыть это направление. Дети совсем не читают классику, да и другую литературу тоже. Приходится подбирать краткие по содержанию произведения, а иногда и краткое содержание годится.
Сжатое изложение. Слабые учащиеся обычно с трудом запоминают текст. Делаем краткие записи по ходу чтения текста. Составляем предложения из записанных слов, сохраняя смысл текста. Обычно для сжатия применяем только один способ: удаление несущественной информации.
Что мешает качественной подготовке: прежде всего малое количество часов на уроки русского языка, (раньше имели возможность проводить такую работу в процессе выполнения программы дополнительного образования, сейчас это не допускается: можно только плясать, петь и рисовать на таких занятиях), затем частая смена заданий КИМов, особенно накануне экзаменов. Кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся. Дети собираются с мыслями и с желаниями порой только за месяц до экзаменов. Время бывает потеряно. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро и правильно решать тесты, оформлять их чётко и компактно. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
Результаты. Очень даже неплохие. За все время подготовки только двое учащихся сдали экзамен на «два»: это был первый год эксперимента- 2004.
Сведения о доле обучающихся, преодолевших минимальный порог ОГЭ
Учебный год
Количество обучающихся, сдававших ОГЭ
Количество обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ
Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ
2013-2014
12
12
100%
2015-2016
10
10
100%
2016-2017
9
9
100%
2020-2021
5
5
100%
2022-2023
5
5
100%
Сведения о доле обучающихся, преодолевших минимальный порог ЕГЭ
Учебный год
Количество обучающихся, сдававших ЕГЭ
Количество обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ЕГЭ
Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ЕГЭ
2013-2014
5
5
100%
2015-2016
7
7
100%
2017-2018
3
3
100%
2020-2021
2
2
100%
2022-2023
3
3
100%
Представленные выше таблицы позволяют видеть результаты обучающихся по русскому языку на ОГЭ и ЕГЭ. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог баллов ОГЭ и ЕГЭ, в общей численности обучающихся, сдававших ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку составляет 100%.
Сведения о средней отметке по русскому языку на ОГЭ
Учебный год
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ)
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ) по Инжавинскому району
Средняя отметка по русскому языку (ОГЭ) по Тамбовской области
2013-2014
3,58
3,6
3,97
2015-2016
3,8
3,7
4,16
2016-2017
3,7
3,7
4,00
2020-2021
3,5
3,4
3,94
2022-2023
3,8
3,6
3,93
Из таблицы видно, что результаты выпускников 9-ых классов в 2014, 2016, 2017 и 2023 годах стабильно положительные, близкие к показателям по Тамбовской области.
Сведения о среднем тестовом балле по русскому языку на ЕГЭ
Учебный год
Средний тестовый балл по русскому языку (ЕГЭ)
Средний тестовый балл по русскому языку (ЕГЭ) по Тамбовской области
2013-2014
67
64
2015-2016
70
71
2017-2018
86
72
2020-2021
81
72
2022-2023
62
71,7
Сопоставление результатов аттестаций позволяет увидеть положительную динамику среднего тестового балла: средний тестовый ЕГЭ балл по русскому языку в 2014, в 2016 годах соответствует региональным результатам, с каждым годом увеличивается, а в 2018 году превышает средний тестовый балл по Тамбовской области на 14%.
Сведения о наличии учащихся, сдавших ЕГЭ более, чем на 80 тестовых баллов: с 2013 по 2023 годы 6 обучающихся набирали от 83 баллов до 94.
Выводы.
Чтобы не было отрицательных результатов,
-надо своевременно обнаруживать пробелы в знаниях и умело их ликвидировать
-надо умело организовать учебный процесс, мотивируя детей на достижение высоких результатов
-надо развить стойкий познавательный интерес к учению.
Список литературы
1. Абасов З. «Это вечная проблема неуспеваемости», Журнал «Директор школы» №5.2008.
2. Бабанский Ю.К. «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников», Ростов -на - Дону, 1972.
3. ГельмонтА.М. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления», М., «Просвещение», 2004.