НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бородкина В.Н. Театрализованная деятельность как способ развития эмоциональной сферы и эмпатии у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Бородкина В.Н. Театрализованная деятельность как способ развития эмоциональной сферы и эмпатии у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Развитие ребенка непосредственно связано с его мироощущением, с его чувствами и переживаниями. Маленькие дети еще с трудом управляют своими эмоциями. Способность к осознанию и контролю над своими переживаниями формируются не сразу, а по мере личностного развития.

Также на всех этапах развития личности происходит становление эмпатии, которая является одним из важных показателей социализации человека, культуру межличностных отношений. Эмоционально чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации. Умение сопереживать является одним из главных механизмом воспитания чувств, основой нравственного поведения ребенка. Чувства и эмоции у ребенка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от процесса воспитания.

А необходимо ли развивать, воспитывать эмоции и чувства сегодня? Насколько актуально развитие эмпатии в наше время?

Все мы хотим видеть своих детей счастливыми, но очень часто просто игнорируем их переживания, порой считая их за пустяки. Это не проходит бесследно: ребенку трудно справиться самостоятельно со своими чувствами, и он ищет выход своим переживаниям, но не всегда находит лучший способ.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и эмпатии, очень актуальна и важна. Как научить ребенка не бояться проявлять чувства, эмоции, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей? Как научить его понимать переживания другого человека и научить сопереживать? В решении этих непростых вопросах немаловажную роль играет процесс творческого взаимодействия в такой форме как театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Она является важнейшим средством развития эмпатии –– умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации (В.Ю. Юсупов, Е.И. Изотова) определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия, и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми.

Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживания и сочувствия.

На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса-сопереживания, проявляющихся в таких механизмах, как заражение и идентификация. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса – сочувствия – доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, моральные знания и социальная ориентация ребенка. На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию с другим. Это побуждение к конкретным поступкам, «переход к реальному содействия возможен при расширении круга переживаемых эмоций, обогащения эмпатии такими эмоциями и эмоциональными комплексами, как преодоление страха за себя, активное «противостояние» злу, отвращение к несправедливости бескорыстная радость за другого» - отмечает Л.П. Стрелкова.

Творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

Театрализованная деятельность ребенка – это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературой, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельным воплощением образа и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию. Педагогическая технология развития эмпатии реализуется совместно с педагогом. Содержание педагогической технологии может использоваться на занятиях по познавательно-речевому развитию, художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной), социально-эмоциональному развитию и др.

Пространство взаимодействия педагога с детьми проходит в игровой форме и в различных формах проведения: «бибабо», настольный театр, теневой театр, постановка спектакля, пальчиковый театр и др. Костюмерная предполагает наличие атрибутов, костюмов, декораций, что позволяет развивать различные позиции дошкольников: «актер», «зритель», «оформитель», «режиссер». Все это будет способствовать развитию и поддержанию интереса к театрализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, откроет широкие возможности для создания ребенком собственного художественного образа, освоение различных игровых позиций, развитии творческих способностей.

Театрализованная деятельность очень понятна и нравится детям, т.к. в основе ее лежит игра. В ней заложены истоки творчества, она эмоционально насыщена и влияет на всестороннее развитие ребенка.

Театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают преодолеть барьер в общении. У детей развивается навык выражения своих чувств и способность лучше понимать чувства других.

Библиографический список

1. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001.

2. Л.А. Абрамян, Т.В. Антонов, Л.В. Артемов и др. «Игра дошкольника» Под ред. С.Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989.

3. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности – М., Педагогическое общество России, 2007.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Издательство: Арктика, 2003.

5. Давыдова С.М. Театрализованная деятельность как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Выпуск № 5 / 2013.

6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Центр педагогического образования, 2007.


2023